Россия столкнется с падением авиаперевозок в текущем году из-за растущей нехватки самолетов у отечественных авиакомпаний. По итогам года объем перевозок на внутренних рейсах упадет на 6,1% по сравнению с 2024-м и составит 79,5 млн пассажиров, а на международных снизится на 6,7%, до 25,2 млн человек. Это следует из прогноза научного центра «Аэропрогресс», пишут «Ведомости».
В Росавиации также ждут падения авиатрафика, но в меньших масштабах: на внутренних линиях объем перевозок сократится на 1,5%, до 83,3 млн пассажиров, а на международных — на 2%, до 26,4 млн. В то же время, по данным за январь—февраль, авиаперевозки остались на уровне аналогичного периода 2024 года. При этом в прошлом году пассажиропоток российских авиакомпаний стал самым высоким начиная с 2019-го и составил 111,7 млн человек, что на 5,9% больше по сравнению с 2023-м. Однако он был обеспечен за счет более интенсивной эксплуатации имеющего парка самолетов. В Росавиации отмечали, что из-за трудностей с ремонтом в 2024 году компаниям пришлось вывести из эксплуатации 58 воздушных судов. В итоге общий парк российских авиакомпаний сократился до 1138 самолетов и 920 вертолетов.
Пополнить парк за счет приобретения иностранных воздушных судов отечественные авиакомпании не могут — после полномасштабного вторжения России в Украину США, ЕС и другие страны запретили поставлять в страну готовые самолеты, а также запчасти. Крупнейшие мировые авиапроизводители Boeing и Airbus прекратили техническую поддержку имеющихся лайнеров. В итоге российским авиаперевозчикам пришлось своими силами ремонтировать западные самолеты и прибегать для этого к «каннибализации» — разбирать на детали одни лайнеры для починки других. При этом флот авиакомпаний России на две трети состоит из иностранных самолетов, которые обеспечивают 90% перевозок пассажиров внутри страны. Еще около 150 бортов — это SSJ-100, которые также сильно зависят от западных комплектующих.
В ответ на санкции против гражданской авиации российские власти анонсировали амбициозную программу возрождения отечественного авиапрома. Планировалось, что к 2030 году авиакомпании получат больше тысячи отечественных лайнеров. Однако за три года войны авиазаводы выпустили всего пять самолетов — три Ту-214 и два Ил-96-300, писал «Коммерсант». В начале 2025 года правительство сократило в 1,5 раза план по выпуску воздушных судов.
Кресельная емкость авиапарка в распоряжении отечественных эксплуатантов «достигла своего предела», констатирует главный эксперт Института экономики транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. «У авиакомпаний нет ресурсов наращивать емкость, более того, она будет так или иначе сокращаться», — отметил эксперт. По его словам, в ближайшие 2–3 года авиакомпании не получат в достаточном количестве отечественные самолеты, а приобрести лайнеры за рубежом будет сложно не только из-за санкций, но по причине их ограниченного количества на вторичном рынке.