Федеральная служба безопасности (ФСБ) России добилась вытеснения западных капитанов с флота «Ямал СПГ», заменив их российскими специалистами. Об этом говорится в расследовании High North News (HNN). По данным издания, после начала войны в Украине иностранные капитаны и старшие офицеры все чаще подвергались допросам, запугиваниям и в конечном итоге были вынуждены покинуть суда класса Arc7. Эти меры позволили российским властям установить полный контроль над флотом и упростить нелегальный грузопоток между европейскими терминалами и Сабеттой.
Флот «Ямал СПГ» включает 15 специализированных ледокольных газовозов, которые обеспечивают ключевые поставки сжиженного природного газа (СПГ) в Европу и Азию. Именно эти суда остаются «единственным спасательным кругом» для экспорта российского СПГ, отмечает HNN.
Расследование основано на интервью с бывшими офицерами, копиях протоколов ФСБ и судовой документации, которая подтверждает процесс замены экипажей. Согласно этим данным, российские спецслужбы не только постепенно отстраняли иностранных моряков, но и создали систему осведомителей среди российских членов экипажей.
«Когда вас выводят на берег, это происходит не в обычной машине, а в грузовике с решетчатыми окнами. Вас сопровождают три вооруженных охранника. Затем следует допрос», — рассказал HNN один из западных офицеров, который столкнулся с давлением со стороны ФСБ.
Документы, полученные журналистами, свидетельствуют, что основанием для допросов служили доносы российских моряков. Западные офицеры обвинялись в нелояльности российскому руководству и критике войны в Украине. После допросов их отстраняли от работы и высылали из страны.
По словам западных офицеров, российские члены экипажей, боясь за свою безопасность, вынуждены подписывать соглашение о сотрудничестве с ФСБ, предоставляя информацию о происходящем на борту. «ФСБ стремилась вытеснить как можно больше западных офицеров и заставить судовладельцев заменить британских, румынских, польских и хорватских офицеров на российских», — заявил один из собеседников HNN.
На сегодняшний день почти все западные сотрудники ушли, подтверждают бывшие члены экипажей. По данным HNN, около 85% судов теперь имеют российских капитанов, старших офицеров и механиков. Это позволило российским властям установить полный контроль над флотом. «Российские офицеры подчиняются любым приказам фрахтователя и чиновников, поскольку боятся последствий, если откажутся их выполнять», — отметил источник издания.
С усилением санкций в феврале 2022 года значение этих судов для российских поставок значительно возросло. Газовозы Arc7 продолжают заходить в европейские терминалы СПГ, включая Зебрюгге в Бельгии и Монтуар во Франции, которые совместно принимают около 50% всего экспорта «Ямал СПГ» в Европу, пишет HNN.