Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Власти задумали обязать все компании в России внедрить биометрию

Сергей Киселев / Агентство «Москва»

Государство планирует за два года подключить к Единой биометрической системе (ЕБС) весь бизнес. Об этом стало известно на совещании главы Минцифры Максута Шадаева с представителями маркетплейсов и классифайдов, в числе которых были Wildberries, Ozon, «Яндекс», «Мегамаркет», «Авито», Lamoda, Циан и HeadHunter, пишет Forbes. На встрече обсуждался законопроект по борьбе с кибермошенничеством. Документ предлагает обязать цифровые платформы обеспечивать пользователям возможность аутентификации через биометрию. 

«Готовьтесь к тому, что через пару лет у всего бизнеса будет встроенный ЕБС», — заявил Шадаев в ответ на опасения участников рынка e-commerce по поводу этого требования. Он заявил, что антимошеннические поправки одобрены всеми федеральными органами исполнительной власти, поэтому такой сценарий неизбежен. В качестве «шага навстречу» министр обещал добиться снижения цен на использование ЕБС, рассказали собеседники издания, знакомые с итогами встречи. Один из них подтвердил, что ЕБС будут «насаждать».

Бизнес выступил против, назвав подобные планы «принуждением» и своего рода новым «налогом». Участники совещания отметили, что каждое обращение к системе с целью аутентификации стоит от 8,5 до 20 рублей и ее повсеместное внедрение повлечет существенные расходы. «По грубым оценкам, ежегодные совокупные отчисления бизнеса в адрес ЦБТ („Центра биометрических технологий“, оператора ЕБС. — TMT) превысят 15 млрд рублей», — сказал представитель крупной онлайн-платформы. Таким образом владельцам маркетплейсов и классифайдов придется поднимать тарифы для продавцов, что скажется на стоимости товаров для потребителей.

При этом бизнес обращает внимание, что расходы на внедрение ЕСБ будут «неоправданными», поскольку действительно полезных сценариев применения биометрии в сервисах пока нет, а «большинство обманутых пользователей добровольно отдают свои данные мошенникам», попадаясь на фишинговые схемы и методы социальной инженерии. 

В объединенной компании Wildberries и Russ назвали меру «чрезмерной», отметив, что уже предприняли ряд действий по борьбе с кибермошенничеством. «Если Wildberries будет обязана предоставить вход по ЕБС для всех пользователей, то затраты составят до нескольких десятков миллионов рублей в день (учитывая только тех, кто проходит обязательную аутентификацию при входе с нового устройства, после перезагрузки устройства или в подобных случаях) или до нескольких миллиардов рублей в год», — подчеркнули там. В компании также отметили, что маркетплейс не сталкивался с массовыми случаями взлома аккаунтов пользователей.

В Lamoda заявили, что внедрение биометрии принесет «довольно ощутимые издержки», и бизнесу придется сдвигать сроки реализации других «значимых операционных ИТ-проектов». «При этом мы никогда не сталкивались с проблемами, вызванными недостаточной защищенностью аккаунтов наших покупателей и партнеров», — сказал представитель Lamoda Александр Перекрест.

В Ассоциации компаний интернет-торговли (включает Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет» и др.) отметили, что использование ЕБС «сопряжено с высокими затратами». По мнению президента АКИТ Артема Соколова, идентификация с применением ЕБС оправдывает себя, лишь когда речь идет о дистанционной продаже товаров, для покупки которых нужно подтверждать возраст — то есть алкоголя, табачных изделий и прочего.

Обязательное внедрение ЕБС в бизнес пока выглядит как своего рода «налог», заявил технический директор IT-компании HFLabs Никита Назаров. Он также отметил, что интеграция с этой системой строится через сертифицированные ФСБ и ФСТЭК каналы и протоколы, для чего нужно специальное оборудование. «Пока мы видим, что государство „продает“ это под тем соусом, что ЕБС более безопасна, чем какие-либо негосударственные решения для хранения биометрии. Но лично мне как человеку, который плотно работает с данными, было бы спокойнее, если бы биометрия хранилась локально у каждой компании, а не передавалась бы в одну большую систему», — добавил Назаров.

ЕБС была создана в 2018 году. В конце 2021-го она получила статус государственной информационной системы. В с июня 2023 года депутаты наделили ее единоличным правом собирать и хранить так называемую «сырую» биометрию (изображение лица и запись голоса). За 2023 год выручка оператора системы — ЦБТ — составила 322,3 млн рублей, убыток — 227,7 млн рублей. Аккредитацию для работы с биометрией в статусе коммерческой биометрической системы прошли 16 организаций, всего с ЕБС взаимодействует около 200 организаций.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку