Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Не катастрофа, но заметно». Импорт рухнул в надежде на возвращение привычных товаров

Снижение поставок сократило сроки доставки товаров в Россию
Снижение поставок сократило сроки доставки товаров в Россию Юрий Смитюк / ТАСС

Надежды на успех переговоров о прекращении огня в Украине парадоксальным образом привели к сокращению закупок импортных товаров. Центробанк отмечал «вероятное сокращение импорта», который в феврале, по предварительной оценке оказался почти на $3 млрд меньше, чем годом ранее. Российские компании в феврале-марте снизили закупки в Китае, рассказывают владельцы и сотрудники компаний-импортеров и посредников. Товарооборот между двумя странами (данных по остальным пока нет) в январе-феврале упал по сравнению с прошлым годом на 7% до $34,7 млрд, следует из данных Главного таможенного управления КНР. Быстрее снижался экспорт из Китая – на 10,9% до $14,95 (Китай снизил закупки российских товаров на 3,9%).

На этот раз дело не в проблемах с платежами – бизнес научился их решать, и при «схлопывании» одной схемы просто переходят на другую, а в снижении спроса внутри России, рассказывает руководитель компании-поставщика промышленного оборудования из Китая. К снижению спроса на импортные товары парадоксальном образом привели хорошие новости – о возможной остановке боевых действий и ослаблении санкций, обсуждение возвращения на российский рынок иностранных компаний, объясняет владелец компании-внешнеторгового агента. При этом факторы, усложняющие жизнь – высокие процентные ставки, переизбыток некоторых товаров, например автомобилей и одежды – никуда не делись, продолжает он.

Главный аналитик Промсвязьбанка Денис Попов связывает февральское обрушение импорта на 13% с затовариванием складов и жесткой денежно-кредитной политикой, добавляя, что это важный фактор укрепления рубля в последнее время.

Импортер одежды, в марте снизивший закупки «почти в ноль», объяснил это плохой ситуацией на российском рынке и запредельными ставками по кредитам. Из-за теплой погоды ритейлеры не распродали зимние коллекции, понесли убытки, и теперь им не хватает денег на закупку весенних, а брать кредиты слишком дорого, объясняет он. Директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша оценивает падение закупок в fashion-сегменте в 30-35%.

А импорт новых автомобилей в феврале рухнул на 73% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, до 16 200 иномарок, тогда как ввоз машин с пробегом сократился на 20%, до 18 500 единиц, подсчитало аналитическое агентство «Автостат». И это при том, что в начале 2024 года ввоз был на достаточно низких для прошлого года показателях. Причиной стало завершение потребительского ажиотажа, сотрясавшего рынок большую часть прошлого года, после того как стало известно о планах правительства ограничить импорт автомобилей за счет резкого повышения утилизационного сбора, рассказывал генеральный директор «Автостата» Сергей Целиков. В результате продажи новых автомобилей в России после двух лет непрерывного роста в феврале рухнули на 25% по сравнению с тем же месяцем 2024 г. Но глубину падения обеспечило то, что часть россиян решила отложить покупку машины, услышав о возможном возвращении в Россию международных автомобильных брендов, уверен Целиков. А так как в России на складах скопилось более 500 000 нераспроданных новых автомобилей, этого объема хватит минимум до лета, значительного наращивания их импорта ждать не стоит, полагает он.

«Ждуны» уронили продажи не только на автомобильном рынке. «Мы по своим заказчикам видим, например, существенный спад в госзакупках. В причинах пока не разобрались – может, бюджеты до конца не распределили, а, может, как нам уже некоторые чиновники говорили, заказчики решили подождать, а не снимут ли вдруг санкции, не вернутся ли иностранцы, не подешевеет ли еще доллар», – рассказывает импортер промышленного оборудования.

Уменьшение потока грузов из Китая привело к стремительному снижению тарифов на их доставку с начала года, рассказывал замруководителя отдела закупок ILC Дмитрий Головачев. По оценке Tradest, сроки доставки в марте упали до 35-40 дней с двух месяцев летом-осенью 2024 г., а стоимость перевозок через порты и железную дорогу снизилась примерно на $1000 за контейнер до $6000-7000, а на доставку автотранспортом – более чем на $2000, до менее $10 000 за контейнер.

Кроме того, часть импортных потоков продолжает исчезать из статистики, так как все больше платежей перемещается на альтернативные платформы, отмечают несколько сотрудников внешнеторговых компаний. Во внешней торговле сейчас платят криптовалютой, взаимозачетами или даже чемоданами с наличными, перечисляют они.

«Снижение объемов импорта началось в январе, к и середине марта ситуация такая: примерно 60% наших клиентов сохранили закупки на прежнем уровне, около трети – снизили их, а еще порядка 10% – вообще поставили на стоп», – заключает руководитель внешнеторгового агента. Не катастрофа, но заметно, говорит о ситуации с закупками менеджер компании-платежного агента.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку