Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Высшая школа экономики начала готовить операторов боевых беспилотников

Александр Авилов / Агентство «Москва»

Высшая школа экономики (ВШЭ) планирует с нового учебного года запустить обучение операторов боевых беспилотников в своем пермском кампусе, сообщает «Эхо». Министерство обороны выделило на эту программу квоту в 33 места, однако желающих гораздо больше. По словам проректора ВШЭ Сергея Рожкова, конкурс среди первокурсников, стремящихся попасть в Военный учебный центр, достигает 4–5 человек на место, при этом в регионах он особенно высок. «Мы это учитываем, и за последние два года количество студентов, проходящих военную подготовку в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, выросло практически в два раза», — заявил проректор.

ВШЭ традиционно считается гуманитарным вузом, а наибольший вклад в подготовку специалистов по военным беспилотникам вносят технические университеты, выяснило издание T-Invariant. Например, в петербургском ИТМО студентов к работе с военной техникой привлекают через решение сложных инженерных задач.

«Одним из самых перспективных направлений является развитие роев дронов — скоординированных групп беспилотников», — рассказал изданию неназванный эксперт в сфере искусственного интеллекта. Мозговым центром ИИ-моделей и задач, связанными с управлением роями дронов, стал именно ИТМО, подчеркнул он: «Это логично, учитывая высочайший уровень их специалистов».

Еще одним крупным участником программ по подготовке специалистов в этой области стал Московский физико-технический институт (МФТИ), где открываются бакалаврские и магистерские программы, посвященные беспилотным технологиям. Сами студенты, похоже, не всегда задумываются над этическими аспектами будущей профессии. «Кто-то хочет работать в оборонной сфере, кто-то в гражданской, а кому-то все равно», — признался студент МФТИ Тимур.

Подготовка специалистов по беспилотным системам активно развивается в рамках программы «Передовая инженерная школа», запущенной Министерством науки и высшего образования еще до российского вторжения в Украину. Благодаря государственным грантам в России уже действует 50 таких школ, где обучается около 6 тысяч студентов.

Исследования в области дронов позволяют университетам привлекать значительное финансирование. Это мотивирует ученых и научных менеджеров делать ставку на эту сферу, особенно на фоне хронического недофинансирования науки и образования, отмечает T-Invariant.

Интерес к беспилотным технологиям в России не ограничивается вузами. Ранее стало известно, что в 52 регионах страны школы и колледжи выделят более 1,2 млрд рублей на закупку дронов в качестве учебного оборудования. Согласно проекту приказа Минпросвещения, в рамках нового предмета «Основы безопасности и защиты Родины» школьники будут изучать основы тактики, огневую, инженерную и военно-медицинскую подготовку, а также применение беспилотников в боевых действиях.

Кроме того, с ноября 2024 года российских школьных учителей начали обучать изготовлению, программированию и управлению дронами. Одной из главных площадок для таких курсов стал Калужский технопарк, где педагоги проходят двухмесячное теоретическое обучение, после чего сдают экзамены и допускаются к практическим занятиям.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку