Российским авиакомпаниям пришлось вывести из эксплуатации 58 воздушных судов в 2024 году, сообщил глава Росавиации Дмитрий Ядров. По его словам, это произошло из-за авиационных происшествий и невозможности выполнить ремонт лайнеров. На текущий момент в распоряжении авиакомпаний остается 1138 самолетов и 920 вертолетов, уточнил Ядров.
После полномасштабного вторжения России в Украину российская гражданская авиация столкнулась с жесткими санкциями. США, ЕС и другие страны запретили поставлять запчасти и готовые самолеты в Россию, а Boeing и Airbus прекратили техническую поддержку имеющихся лайнеров. В частности, воздушные суда остались без регулярных проверок — C Check, которые проводятся производителями каждые 1,5–2 года, и более глубоких D Check, которые назначаются один раз в 6–12 лет. В итоге отечественным авиаперевозчикам пришлось своими силами ремонтировать западные самолеты и прибегать для этого к «каннибализации» — разбирать на детали одни лайнеры для починки других. При этом флот российскими авиакомпаний на две трети состоит из иностранных самолетов, которые обеспечивают 90% перевозок пассажиров внутри страны. Еще около 150 бортов — это SSJ-100, которые также сильно зависят от западных комплектующих.
Текущий год может стать последним для полетов большинства иностранных лайнеров в России, говорил «Радио свобода» эксперт по авиабезопасности. «И иностранные самолеты, и „суперджеты“ в конечном итоге придется „приземлить“ из-за отсутствия компонентов. „Суперджеты“ просто протянут примерно на один год дольше», — отмечал эксперт. Консалтинговая компания Oliver Wyman также прогнозировала, что к 2026 году российский авиапарк может сократиться более чем вдвое.
О быстром износе воздушных судов свидетельствует взрывной рост числа авиапроисшествий. Только в 2025 году не менее 10 российских самолетов совершали вынужденные посадки из-за различных поломок в ходе полета. При этом за 11 месяцев 2024 года в стране произошло 208 авиаинцидентов — на четверть больше, чем в 2023-м, подсчитывала «Новая газета.Европа». Практически каждый второй случай был связан с отказом двигателя или неисправностью шасси. Череда поломок неизбежно будет продолжаться, а число случаев — расти, считает эксперт Berkeley Risk and Security Lab Ли Уокер. Она не исключает, что масштабы проблемы «больше, чем сообщается».
В ответ на санкции против гражданской авиации российские власти анонсировали амбициозную программу возрождения отечественного авиапрома. Планировалось, что к 2030 году авиакомпании получат больше тысячи отечественных лайнеров. Однако за три года войны авиазаводы выпустили всего пять самолетов — три Ту-214 и два Ил-96-300, писал «Коммерсант». В начале 2025 года правительство сократило в 1,5 раза план по выпуску воздушных судов.