Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Нет ни средств, ни компетенций». Проект суверенного электрокара от разработчика российских ПВО обернулся провалом

atomobility.ru

Производящий системы противовоздушной (ПВО) и противоракетной (ПРО) обороны госконцерн «Алмаз-Антей» не получил денег на производство «импортозамещенного» электрического кроссовера е-Neva и заморозил проект. Об этом несколько источников в отрасли сообщили «Коммерсанту».

Как отметил один из собеседников, сейчас «Алмаз-Антей» не имеет «ни собственных средств, ни компетенций», чтобы реализовать подобный проект. Новый электрокар должны были производить на бывшем заводе Toyota в Шушарах под Петербургом, который был передан концерну в апреле 2023 года. Однако, по словам еще одного источника, сделка по передаче актива так и не состоялась. Предприятие осталось за подведомственным Минпромторгу ФГУП НАМИ. В «Алмаз-Антее» просили средства на реализацию проекта, но получили отказ. В январе 2023 года президент РФ Владимир Путин похвалил разработку и призвал продолжать ее. «Надо расширять внутренний рынок. Я понимаю, что многое надо сделать. Но не бросайте», — просил он.

В Минпромторге рассказали, что электрокроссовер e-Neva сейчас находится на этапе концепта. «В случае более глубокой проработки возможностей его выхода на индустриальную стадию Минпромторг готов рассмотреть варианты дальнейшего развития проекта, в том числе в части подбора производственной площадки», — сообщили в ведомстве.

Сейчас у «Алмаз-Антея» в приоритете производство военной продукции, указывает источник «Коммерсанта». При этом на заводе в Шушарах планируется выпуск новой линейки автомобилей Aurus. «Когда завод отдали под проекты „Ауруса“, все разработки по e-Neva окончательно схлопнулись», — рассказал один из собеседников. Другой источник, осведомленный о производственных планах предприятия, сказал, что никаких работ по е-Neva на площадке не ведется.

Суверенный электрокар длиной 4,5 м, максимальной скоростью до 197 км/ч и пробегом на одном заряде до 463 км начали разрабатывать еще в 2021 году специалисты Обуховского завода (также «Алмаз-Антей»). В апреле 2023-го глава Минпромторга Денис Мантуров объявил, что е-Neva будут выпускать на заводе в Шушарах с 2026 года. Это предприятие мощностью до 100 000 автомобилей в год было остановлено в марте 2022-го из-за недопоставок компонентов, а через год был передан российскому государственному институту ФГУП НАМИ. 

В конце февраля стало известно, что отечественный самолет «Байкал», который должен был заменить советский «Кукурузник» Ан-2, также не может быть выпущен, несмотря на многомиллиардные вложения. Источники «Коммерсанта» рассказали, что проектировщики «Байкала» допустили ряд «драматических ошибок», из-за чего машину «фактически нужно собирать заново». На запуск серийного производства самолета в 2019 году выделяли 3,5 млрд рублей, но несмотря на это, Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), который разрабатывает «Байкал», попросил еще около 10 млрд руб. на его доработку, на которую может уйти до пяти лет. При этом с 2019-го стоимость одного борта выросла почти в четыре раза — до 455 млн руб. 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку