Введенные Россией ограничения на провоз по ее территории ряда товаров двойного назначения, которые могут быть использованы в военных целях, привели к обвалу грузопотока на железнодорожной магистрали из Китая в Европу. Массовые конфискации грузов, к которым оказались не готовы китайские поставщики, показали верность стратегии Пекина, который, не надеясь на Россию, выстраивает обходные торговые маршруты.
Объемы грузоперевозок по межконтинентальному железнодорожному маршруту снижаются уже несколько месяцев, поскольку волна конфискаций товаров российскими властями подорвала доверие к проекту среди китайских логистических компаний, рассказали South China Morning Post (SCMP) участники отрасли. Один из них охарактеризовал последствия как «сильный удар». «Мы не решаемся отправлять [товары по железной дороге] с ноября», – сказал Эндрю Цзян, генеральный директор экспедиторской компании Air Sea Transport в Шанхае.
В октябре Москва запретила транзит ряда товаров, уделяя особое внимание продукции двойного назначения, такой как механические и электронные изделия, которые теоретически могут быть использованы для обеспечения войск Украины ее западными партнерами. Конфискация также позволяет России оставить у себя товары, поставки которых запрещены западными санкциями, так как они могут быть использованы для производства вооружений.
Новые правила затронули тысячи контейнеров, отправляемых из Китая в Европу по железной дороге. Многие китайские грузовые компании узнали об изменении правил лишь несколько недель спустя, и к тому времени российские власти уже конфисковали большое количество их грузов, пишет SCMP. В месяц через Россию на пути к европейскому рынку перевозится около 80 тысяч 20-футовых контейнеров (в эквиваленте).
Ограничения ударили и по российским импортерам. Китайские поставщики стали порой отказываться отправлять, казалось бы, самые безобидные товары, например, металлопродукцию, включая материалы для сварки, металлический крепеж и фурнитуру, авиазапчасти и пр. Один поставщик рассказывал The Moscow Times: «Буквально, наши агенты бегают теперь по железнодорожной станции с крылом от Boeing (имеются в виду запчасти к нему. – TMT) и думают, как его отправить».
На этом фоне Китай и Казахстан в начале марта открыли новый железнодорожный маршрут, который позволит возить грузы в Европу в обход России. Поезда с контейнерами из Китая будут следовать через территорию Туркменистана, Казахстана, Ирана и Турции, а оттуда – в европейские страны.
Одновременно Китай развивают еще два железнодорожных проекта через центральноазиатские страны бывшего СССР. Транскаспийский международный транспортный маршрут был согласован в 2023 г. и пройдет через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан и Грузию. Второй был утвержден в 2024 г. и предусматривает строительство железной дороги через Кыргызстан и Узбекистан – до Каспийского моря, откуда грузы через Турцию будут доставляться в Евросоюз.