В Россию начали завозить пиво из Китая и Вьетнама, которое должно заменить знакомые россиянам бренды из Германии, Чехии, Бельгии и других стран Евросоюза. Изменение географии поставок произошло после того, как правительство в десять раз повысило пошлины на пиво из «недружественных» стран, пишет «Коммерсант». По оценке председателя Союза российских пивоваров Даниила Бримана, многие импортеры пива из-за ограничения потеряли до 90% своего ассортимента и теперь ищут новые каналы поставок.
Согласно данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в ассортименте торговых сетей на долю импортного пива приходится 35–40%. Внутри этого сегмента уже прослеживается тенденция к росту продукции из «дружественных» стран, отмечает председатель президиума организации Станислав Богданов. Так, на долю пива из Китая, Мексики, Таиланда и Вьетнама совокупно приходится 3–4%. В то же время, по данным «Ленты», в 2024 году более 60% продаж всего пива в сети приходилось на напитки из Германии, Чехии и Бельгии, но сейчас эта доля снижается из-за подорожания такой продукции и сокращения ассортимента. В ретейлере ожидают, что спрос потребителей будет переключаться на пиво локального производства, а также на продукцию из Азии и стран ближнего зарубежья.
По данным государственной таможенной службы КНР, в 2024 году экспорт пива в Россию вырос в 1,9 раза — до $29,96 млн. Импорт пива из Китая растет за счет его относительной дешевизны, говорит независимый экспорт алкогольного рынка Алексей Небольсин. По словам Бримана, китайское пиво в основном подходит для ресторанов азиатской кухни или премиального сегмента ретейла.
В ближайшее время можно ожидать большое количество пива из стран, не имеющих пивных традиций и откуда ранее поставки не совершались, прогнозирует основатель сети пивных магазинов «Беру выходной» Николай Желагин. Однако он предупредил, что эта продукция не будет дешевле из-за дорогой логистики. В то же время, по мнению эксперта, новые марки пива едва ли заменят продукцию из ЕС, поскольку российские потребители уже привыкли к европейским брендам.