Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Радость для Трампа, или Кажется, Европе пора раскошелиться

Во Франции и за ее пределами продолжают рукоплескать выступлению сенатора Клода Малюре, который сравнил нынешний Вашингтон со двором поджигателя — императора Нерона — и его шутом, который под постоянным воздействием наркотика кетамина последовательно разрушает государственный аппарат. Тем временем в адрес президента Франции Эмманюэля Макрона часто звучит критика, что он был слишком сдержан в своем обращении к нации.
Президент Франции Эмманюэль Микрон взял на себя функции лидера европейской обороны
Президент Франции Эмманюэль Микрон взял на себя функции лидера европейской обороны X @EmmanuelMacron

Однако это вполне объяснимо, так как речь идет о дипломатической игре. Макрон вместе с премьером Великобритании Киром Стармером и президентом Украины Владимиром Зеленским собираются в скором времени опять посетить Вашингтон — в этот раз все втроем — чтобы попытаться договориться с Дональдом Трампом о сохранении прежней конфигурации совместной поддержки Украины и вариантах участия США, Великобритании и ЕС в мирном процессе.

И Макрон, и Стармер уже посещали Вашингтон, с Зеленским Трамп отказывался встречаться, назвая его «диктатором». Но Макрону все же удалось уговорить Трампа сбавить накал страстей и провести переговоры с президентом Украины. Как известно, эта встреча в Белом доме закончилась скандалом и оказалась полностью провальной.

В обращении к нации в среду Эмманюэль Макрон заявил, что «мир продолжает становиться все более жестоким», а «США, наш союзник, сменили позицию в отношении этой войны, стали меньше поддерживать Украину и заставляют сомневаться в том, что будет дальше».

Сейчас пришло время для еще одной попытки, которая, по всем признакам, может оказаться последней. Как пишет NYT, все последние несколько дней французский президент и британский премьер потратили на то, чтобы провести жесткий инструктаж Зеленского по поводу того, как ему следует вести себя с Трампом. И во вторник он написал в сети X: «Я и моя команда готовы работать под решительным руководством президента Трампа, чтобы добиться прочного мира», а Трамп процитировал эти слова Зеленского в обращении к Конгрессу.

Si vis pacem, para bellum

Никакой уверенности, что заискивание перед Трампом сработает, ни у кого нет. Именно поэтому Макрон особо подчеркивает, что ключевым элементом безопасности Франции и Европы остаётся ядерное сдерживание. И что Франция готова открыть стратегический диалог о распространении своей ядерной защиты на союзников в Европе.

После этого Владимир Путин на встрече с сотрудницами и подопечными фонда «Защитники Отечества» заявил, что «есть еще люди, которые хотят вернуться ко временам Наполеона, забывая, чем это закончилось». На пропагандистских российских телеканалах тут же началась затяжная истерика. Эмманюэль Макрон назвал подобную трактовку искажением истории, заметив: «Наполеон вел завоевательные войны. Единственная имперская держава, которую я вижу сегодня в Европе, — это Россия, и ее империалистический ревизионизм, пересматривающий историю и самобытность народов».

Действительно, Франция всегда время от времени предлагала не забывать о том, что у нее есть ядерная триада. И в 90 годы прошлого века, когда ценой серьезной ссоры с США Жак Ширак провел ряд ядерных испытаний, и уже после начала российско-украинского конфликта, когда об этом несколько раз — один в 2015 и дважды в 2016 году — просил не забывать Франсуа Олланд. В частности, тогда он твердо сказал, что хотя Франция за последние годы и несколько сократила свой ядерный арсенал, она всегда остается готовой применить его в случае угрозы национальной безопасности.

Обращаясь к нации, Макрон напомнил, что Франция за последние десять лет удвоила свой оборонный бюджет, но в ответ на растущие угрозы необходимо еще больше его увеличить. «Российская угроза очевидна и затрагивает европейские страны, а Россия уже превратила украинский конфликт в мировой конфликт», — сказал он.

Речь идет о том, чтобы довести военные расходы до трех или даже до трех с половиной процентов ВВП. И не только во Франции, но и повсюду в ЕС. И вот тут начинаются проблемы.

Магические три процента

Бюджеты почти всех стран ЕС, за исключением разве что Ирландии и Португалии, дефицитны. Военный бюджет Франции сверстан на 2024–2030 год и в абсолютных цифрах представляет 413 млрд евро. То есть около 60 млрд в год. Если он будет увеличен до 3,5% от ВВП, это составит дополнительные 10 млрд в год. Сумма, казалась бы, не столь и велика. Но если учесть что для того, чтобы с одной лишь целью снизить его дефицит бюджета с шести до 5,4% правительству с трудом и большим запозданием, ценой политических потрясений и риском очередной отставки, удалось утвердить бюджет на 2025 год, становится понятно, что каждый евро на счету.

Схожая, хотя не столь критичная ситуация наблюдается и во многих других странах. Военные расходы двух других основных экономик ЕС — Германии и Италии — сильно не дотягивают и до предусмотренными НАТО 2% от ВВП. Лишь в странах Балтии, Польше и Греции они превышают 3%. Но откуда такая привязанность именно к этой цифре? В той же Франции во времена де Голля на оборону тратилось больше 5%, а если смотреть в еще более дальней исторической перспективе, в еще мирном тогда 1938 году расходы доходили до 9% ВВП и никто против этого особо не протестовал.

Скорее всего, дело в том, что 3-процентный порог дефицита также закреплен в так называемых «маастрихтских правилах», регулирующих финансовую политику в зоне евро. Хотя многие страны регулярно их нарушают, призывы к соблюдению этих норм звучат неизменно — особенно с момента греческого кризиса, который обошелся европейской экономике в сотни миллиардов, не говоря уже про вообще снижение доверия к еврозоне, которое трудно измерить в цифрах. Поэтому превышение символической отметки в 3% оборонных расходов воспринимается как сигнал того, что страны ЕС отходят от привычных мирных экономических приоритетов и вновь ставят во главу угла безопасность — как это было в эпоху холодной войны. Но судя по всему перелом этот происходит.

Игра с бухгалтерией

Совместная декларация стран Европейского союза по итогам экстренного заседания Европейского совета в четверг, в котором принимали участие главы государств и правительств всех 27 стран союза, подчеркнула необходимость существенного увеличения расходов на оборону. В документе была выражена надежда, что государства-члены смогут инвестировать в оборону около 650 миллиардов евро в течение четырех лет. Кроме этого председатель еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что также надеется предоставить государствам-членам около 150 миллиардов евро в виде кредитов, чтобы помочь им совместно финансировать оборонные инвестиции. Эти средства будут направлены в первую очередь в наиболее нуждающиеся области, такие как противовоздушная оборона, ракеты, беспилотники и системы защиты от дронов, а также артиллерийские системы. Но откуда взять эти дополнительные 800 миллиардов?

Упоминается несколько путей, частности возможность увеличения военных расходов без их учета при расчете дефицита, который, как уже говорилось, в принципе ограничен 3% от ВВП. То есть — расходы есть, но напрямую мы их не учитываем. Неизвестно пока, как предполагается учитывать эти суммы в балансе — в виде пассивов, если финансирование будет осуществляться за счет долговых обязательств — и активов, если в результате этого будут создаваться военная инфраструктура и техника. Так или иначе, но все это подозрительно напоминает махинации с отчетностью со стороны недобросовестных банков и рейтинговых агенств.

Нечто подобное, судя по всему, хотя и не вдаваясь в детали, днем ранее для Франции предложил и Эмманюэль Макрон. В его обращении к нации он заявил, что увеличение расходов произойдет за счет «новых инвестиций, которые потребуют привлечения частных и государственных средств без повышения налогов». Как? Непонятно. Все знают, что деньги из воздуха не берутся. Поэтому он отметил, что «это потребует реформ».

***

Единственный кто может опять ликовать в этой ситуации — это Дональд Трамп. В период своего первого президентского срока он неоднократно призывал европейские страны-члены НАТО увеличить свои оборонные расходы до 2% от их ВВП, подчеркивая, что Соединенные Штаты несут непропорционально большую часть расходов на оборону альянса и что другие страны должны взять на себя справедливую долю финансового бремени. Теперь у него появляется основание для того, чтобы хвастаться, что он опять всех победил.

Наше поколение более не будет пользоваться дивидендами мирной жизни

Эмманюэль Макрон

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку