Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Завершение пира во время чумы

По истечении трех лет войны можно констатировать, что российская экономика оказалась гораздо устойчивее, чем весной 2022 года предполагали не только почти все западные, но и многие российские эксперты. Можно обсуждать, в какой степени Росстат «улучшал статистику».
Председатель правительства Михаил Мишустин вынужден повернуться лицом к реальности: деньги заканчиваются
Председатель правительства Михаил Мишустин вынужден повернуться лицом к реальности: деньги заканчиваются Правительство России

Русская версия статьи, опубликованной в Russia Post и Länder Analysen.

Но очевидно, что несмотря на широкие международные санкции, введенные против России после начала полномасштабного вторжения в Украину, сокращение ВВП в 2022 году было незначительным, а в 2023 и 2024 годах наблюдался экономический рост. Этот рост ВВП сопровождался повышением реальных зарплат не только в военной промышленности, но и в гражданских отраслях.

Причины устойчивости российской экономики

Разные факторы могут объяснять такое развитие событий. Решение Кремля начать войну было сделано без учета интересов бизнеса и аргументов экономического блока в правительстве. Но с конца 2000-х российский бизнес накопил опыт противостояния внезапным шокам.

Незамеченным для многих западных экспертов оказалось выросшее за 2010-е годы качество российской бюрократии (со снижением коррупции на нижних и средних ее этажах), а также хорошо работающие механизмы оперативной коммуникации между государством и бизнесом, которые отладились во время пандемии ковида. В 2020 году эти коммуникации позволили выработать эффективные инструменты господдержки, которые в гораздо шире вновь были введены в действие весной 2022 года.

Не менее важную роль сыграл противоречивый дизайн санкций. Санкции на экспорт нефти, наиболее чувствительные для российского бюджета, были введены только в декабре 2022 года. За счет роста цен на энергоносители Россия в 2022 году получила на 100 млрд долларов больше экспортных доходов, чем в 2021 году. Персональные санкции против крупных российских предпринимателей, введенные без какой-либо понятной для бизнеса стратегии выхода из-под них, привели к тому, что олигархи вместе с их капиталами оказались в объятиях Кремля.

Наконец, в 2022 году стал очевидным раскол между Западом и странами глобального юга. Как отмечала в мае 2023 года Фиона Хилл, развитые страны недооценили возросшую роль глобального юга в мировой торговле и глобальных финансах. В результате эффективность санкций США и ЕС оказалась достаточно ограниченной, поскольку большинство стран глобального юга их не поддержали.

Неприсоединение к режиму санкций не означает, что эти страны безусловно поддерживают Россию — просто их правительства оказались не готовы нести издержки санкций, а фирмы из этих стран попытались заработать на их обходе — с учетом тех условий, которые предлагала таким фирмам российская сторона. Но в реальности это «неприсоединение» означало кризис той «модели, основанной на правилах», которую развитые страны продвигали в течение нескольких десятилетий.

Источники ренты для российского бизнеса

Безусловно, существенную роль также сыграли стимулы для бизнеса, которые возникли с началом войны и которые эффективно использовал Кремль. Эти стимулы касались не только резервов, которые накапливались в течение предшествующих 20 лет усилиями Алексея Кудрина, Германа Грефа и других либеральных технократов в правительстве. Кремль стал активно расходовать эти резервы после начала войны и созданный за счет этого «бюджетный импульс» ощутимо поддерживал спрос в экономике.

Свою роль также сыграл уход крупного европейского бизнеса из России, что было сравнимо с эффектом от девальвации рубля в 1998–1999 гг. Тогда девальвация привела к тому, что импорт в рублевом выражении стал в 3-4 раза дороже, и на этом фоне открылись ниши для отечественных производителей. В 2022 году такие ниши (и связанные с ними новые возможности получения прибыли) возникли в связи с запретом на поставки европейских товаров в рамках санкций. Еще одним источником рент стало перераспределение активов иностранных компаний, решивших прекратить свою деятельность в России. Здесь напрашивается аналогия с рентами от приватизации в 1990-е годы.

Наконец, потребность в выстраивании схем по обходу санкций привела к возникновению целой индустрии посредников, хорошо зарабатывающих на таком посредничестве. Здесь снова возможна аналогия с 1990-ми годами, когда финансовые посредники организовывали бартерные сделки и неденежные расчеты. Кроме того, как и в 1990-е годы, операции с государством оказались чрезвычайно выгодными для банков. Тогда это был рынок государственных краткосрочных облигаций и сделки с валютой, а теперь — выдача кредитов по госпрограммам с субсидированием процентных ставок со стороны правительства.

Тяжелый выбор для Кремля

Все эти возможности для извлечения ренты породили в российском бизнесе своеобразную эйфорию, которая была хорошо заметна в 2023-м и в начале 2024 года в опросах предприятий, проводимых Центральным банком. Однако эти возможности стали схлопываться по мере исчерпания соответствующих источников ренты. В 1990-е этот процесс занял семь лет и завершился дефолтом и девальвацией рубля в августе 1998 года. Сейчас источников рент, которые позволяли одновременно финансировать войну, покрывать социальные обязательства и оказывать поддержку экономике, хватило на 2,5 года. Уже с осени 2024 года стало очевидно, что Кремль стоит перед выбором между «пушками» и «маслом».

Проект бюджета на 2025–2027 годы, внесенный в Госдуму в сентябре, показывал, что приоритетом для Кремля остаются военные расходы. Они не только увеличились на 25% (и это после 70-процентного роста в бюджете 2024 года), но и были оставлены на этом рекордном уровне в бюджетных проектировках на 2026–2027 годах — в отличие от декларированных в предшествующем бюджете планов по сокращению этих расходов после 2024 года.

Одновременно впервые за все время правления Путина в федеральный бюджет было заложено сокращение расходов по статье «Социальная политика» в номинальном выражении. А повышение ключевой ставки до 21% годовых, предпринятое ЦБ для борьбы с инфляцией и «перегревом экономики», вызвало явное напряжение в бизнесе.

В публичном пространстве начались острые дискуссии о последствиях высоких процентных ставок и рисках массового банкротства компаний в строительстве и других отраслях экономики. Это напряжение не привело к реальному кризису, но эксперты признают неизбежное замедление экономики — которое будет происходить за счет гражданского сектора.

Экономика России устояла под тяжестью санкций — но дорогой ценой

Резервы, которые накапливались в течение 20 лет, практически потрачены. Почти весь рост ВВП, наблюдавшийся в 2023–2024 годах, приходится на военную промышленность и смежные с ней отрасли. Во внешней торговле сложилась сильная зависимость от Китая, на который приходится более трети экспорта и импорта. До 2022 года такие показатели были характерны для торговли с ЕС. Но если от отношений с европейскими партнерами российские фирмы получали инвестиции и доступ к новым технологиям, то в отношениях с КНР все ограничивается чистой торговлей, основные прибыли от которой получают китайские фирмы.

К началу войны большинство отраслей российской промышленности имели достаточно современные производственные мощности. Эта модернизация была обеспечена за счет западных технологий и оборудования. В момент введения санкций российским предприятиям нужно было решить проблемы с получением запчастей и компонентов к этому оборудованию. Это было сделано уже в 2022 году за счет переключения на поставки из Китая и Турции.

Однако сейчас возникает потребность в замене оборудования — и становится понятно, что технологическое отставание от развитых стран только усилилось. Яркий пример — решение о продление сроков эксплуатации десятков тысяч лифтов в многоквартирных домах, принятое в конце 2024 года. Российская промышленность не в состоянии произвести необходимое количество лифтов, а для закупок по импорту нет денег.

Наконец, экономика сталкивается с острым дефицитом рабочей силы из-за мобилизации, контрактного набора в армию и большой волны эмиграции, которые наложились на долгосрочный негативный демографический тренд. Одновременно нарастает социальное напряжение: зафиксированный в 2023–2024 годах рост реальных доходов в известном смысле отражает «среднюю температуру по больнице», особенно в регионах. Средние цифры, о которых рапортует Росстат, складываются из трех-четырехкратного роста доходов у семей контрактников и мобилизованных  — и отсутствия прироста доходов у врачей, учителей, пенсионеров, а также у многих работников частного сектора, которые не могут конкурировать по зарплатам с предприятиями оборонной промышленности.

***

Все сказанное не означает, что российская экономика рухнет завтра или послезавтра. Но она стоит перед перспективой долгосрочной стагнации. Застойные тенденции будут дополнительно усиливаться в результате запущенного уже с 2023 года передела собственности с передачей активов «новым предпринимателям», полностью лояльным Кремлю.

Начавшиеся в феврале переговоры между новой администрацией США и Кремлем едва ли что-то изменят в этом отношении. Основным торговым партнером для России, обеспечивавшим доступ к технологиям и возможностям для развития, был Евросоюз. А со стороны Европы едва ли следует ожидать изменений в отношениях с путинским режимом.

За три года войны растрачены те человеческие и финансовые ресурсы, которые сформировались в 2000-2010-е годы и которые можно было использовать для развития.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку