Октябрьский райсуд Екатеринбурга арестовал акции одного из крупнейших российских операторов железнодорожных вагонов «Вектор Рейл» и его дочерних структур, сообщает РБК. Соответствующий иск подавала Генпрокуратура. Она потребовала, чтобы владельцы компании — бывший вице-президент РЖД Салман Бабаев, его сыновья Тимур и Руслан, а также их партнер Алексей Тайчер, выплатили государству более 30,1 млрд рублей, полученных «коррупционным путем». Ведомство утверждает, что бизнесмены использовали свою работу в РЖД для совершения невыгодных государству сделок и незаконного личного обогащения. Добиться взыскания ущерба надзорный орган намерен за счет имущества ответчиков, которое суд уже арестовал в обеспечение иска.
По версии Генпрокуратуры, через пять лет после учреждения «Федеральной грузовой компании» (ФГК) в 2010 году контроль над ней установил гражданин Израиля и резидент Великобритании Алексей Тайчер, занявший должность гендиректора и члена совета директоров. В этом ему помог старший вице-президент РЖД Салман Бабаев, у которого он ранее работал советником. Такая протекция в дальнейшем обеспечила Тайчеру руководящие посты в РЖД и ее дочерних структурах. В итоге партнеры заполучили корпоративный контроль, который позволил им обращать желаемое имущество госкомпании в личную собственность или передавать связанным с ними организациям.
Так, в 2017 году Тайчер, «вопреки решению совета директоров ФГК и в отсутствие экономической целесообразности для этой организации», подписал с «Трансфин-М» соглашение об увеличении размера платы за пользование вагонами, отмечает прокуратура. Благодаря этому затраты ФГК увеличились на 1,1 млрд рублей, а доходы «Трансфин-М» выросли на ту же сумму. Затем последняя заключила фиктивные договоры займа с принадлежащей Тайчеру «РейлСтрим» на 937,5 млн рублей, 710 млн из которых были выведены за рубеж, после чего заемщика обанкротили. В рамках этого эпизода Тайчер был арестован летом 2024 года. Сейчас он находится в СИЗО по обвинению в мошенничестве.
Данный эпизод не единственный. По информации прокуратуры, в 2018 году Тайчер также продал 3075 железнодорожных вагонов «Трансфин-М» стоимостью более 6,5 млрд рублей аффилированной с ним фирме «РРЛ», которой владела кипрская компания. Позже «РРЛ» ликвидировали, а подвижной состав перерегистрировали на другую кипрскую фирму, которую Тайчер в 2021 году передал «Вектор Рейл». Она, по данным Генпрокуратуры, принадлежала Бабаеву и его сыновьям. «Последние знали и понимали, что переданное им имущество являлось частью государственной собственности, а Тайчер завладел правами на него путем использования служебного положения и должностных полномочий», — подчеркнули в ведомстве. Также в иске описывается схема вокруг компании «Трансфин-М», которую Тайчер продал «самому себе на нерыночных и неконкурентных условиях», попутно обратив в свою пользу 22,6 млрд рублей, полученных ею от реализации вагонов.
В «Вектор Рейл» входит оператор перевозок сжиженных углеводородных газов и нефтехимии «СГ-Транс». Всего были арестованы акции 12 юрлиц. В их числе «Химинвесттранс», «Вектор Рейл Инвест», «Спецтранссервис», «Профтранс», «Вектор Рейл Актив», «Вектор Рейл Менеджмент», «НХТК», «Профэкспотранс», «БПК», «Спецтрансгарант». Помимо этого были заблокированы любые операции с движимым и недвижимым имуществом компаний, банковские счета и ограничены полномочия их органов управления.
Генпрокуратура указала что ответчики принимают меры по легализации незаконно полученных активов: переоформляют их на других лиц, в том числе офшоры. Кроме того, жена и дети Тайчера проживают за рубежом, у них есть гражданство Израиля и подданство Великобритании. В свою очередь сыновья Бабаевы и их близкие родственники имеют недвижимость, банковские счета и иные активы в иностранных государствах, что создает риски вывода ими имущества и денег в «недружественные» юрисдикции.