Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

В России массово закрываются фабрики одежды и обуви, не выдерживая конкуренции с заказами для войны

Швеям выгоднее и проще шить для армии: денег больше и не будут придираться, насколько ровная строчка
Швеям выгоднее и проще шить для армии: денег больше и не будут придираться, насколько ровная строчка Елена Афонина / ТАСС

Российские швейные и обувные предприятия закрываются по всей стране, а отечественные бренды переносят производство за границу. В условиях растущей конкуренции, в том числе со стороны иностранных производителей, компании Центрального федерального округа оптимизируют издержки, перенося швейные производства в страны Средней Азии с более доступными трудовыми ресурсами и сырьем, отмечал Центробанк в январском обзоре региональной экономики.

Выпуск обуви в макрорегионе сокращается из-за снижения спроса при более доступном по цене импорте и несколько производителей сообщили о прекращении деятельности, добавлял он. На предприятия легкой промышленности в отдельных регионах дополнительно давит удорожание аренды производственных и складских площадей в условиях их дефицита, указано в обзоре. По данным IDEM-консалтинг, во всех городах-миллионниках дефицит складов, ставки аренды новых в целом по стране за прошлый год выросли на 30%, а на старые договоры перезаключались с повышением цен на 40-80%. Но среди множества перечисленных ЦБ проблем легкой промышленности нет главной, на которую указывают предприниматели: война.

Когда в январе стало известно, что компания Gloria Jeans закрывает все свои фабрики в Ростовской области, проработавшие более 30 лет, что может привести к увольнению 2500 человек, основатель и владелец компании Владимир Мельников объяснил, что швейное производство в стране убыточно, «так как одни уходят на СВО (как мужчины, так и женщины), а другие – шить однообразную одежду с большими заказами и большей зарплатой» (за такой формулировкой угадывается спецодежда и форма для военных). В этих условиях компания полностью переносит заказы на пошив одежды в Пакистан, Китай, Индию, Вьетнам, Бангладеш и Узбекистан.

Как минимум две ростовские площадки Gloria Jeans приобретет местный производитель спецодежды ООО «Булава», сообщил врио губернатора Ростовской области Юрий Слюсарь. С 25 февраля совладельцем этой компании стала структура концерна «Калашников» – «Триада ТКО», производящая военную форму.

Нехваткой кадров из-за массового перехода работников в оборонную промышленность объясняет сокращение объемов производства и площадей бенефициар одного из крупнейших производителей обуви в России – холдинга «Юничел», депутат областного Заксобрания Челябинской области Алексей Денисенко. Два года назад на фабрике в Челябинске работало более 1000 человек, а сейчас вдвое меньше. «Юничел» в конце прошлого года продал фабрику в Златоусте, ищет покупателя на предприятие в Оренбурге, а также сокращает производство на основной площадке в Челябинске.

В прошлом году, по данным Российского союза кожевенников и обувщиков, в Брянской области компания «Брайт» закрыла обувную фабрику, существовавшую с 1950 г., а последние 20 лет выпускавшую обувь под маркой Francesco Donni. В Калуге прекратила работу обувная фабрика Romer, закрылись несколько обувных фабрик в Ростове-на-Дону.

Вслед за обувными предприятиями по всей стране закрываются цеха по изготовлению колодок, стелек, заготовок, что разрушает отрасль, указывается в аналитической записке Национального союза обувщиков.

«Юничелу» сложно конкурировать с китайскими производителями, которые продают свою обувь по более низким ценам и практически не платят налогов, добавляет Денисенко. Не дает развиваться отрасли и высокая стоимость кредитов.

Многие маленькие бренды так и не смогли оправиться от запрета Instagram весной 2022 г., через который у них шло до 90% продаж, считает бывший владелец бренда детской одежды, закрывший свою компанию осенью 2024 г. «Им, как и нам оказалось невыгодно привлекать покупателей через российские площадки и продавать одежду через маркетплейс», – объясняет собеседник он.

Но все же главным, что добило его бизнес, он считает проблему с кадрами из-за военных заказов. «О какой конкуренции за кадры и рентабельности производства можно говорить, если раскройщик, которого я хотел нанять на работу, требовал с меня зарплату не ниже 400 000 рублей в месяц, ссылаясь на то, что за два предыдущих месяца он на раскройке военной формы и чехлов для бронежилетов заработал почти 1,5 млн рублей?», – объясняет собеседник TMT. Такой высокий доход у его несостоявшегося сотрудника выходил с большой переработкой – в 1,5 смены с одним выходным, и он искал работу с нормальной нагрузкой.

После введения санкций и ухода западных брендов многие говорили о ренессансе российской fashion-индустрии, но от роста спроса на отечественные бренды выиграли в первую очередь те, кто сам ничего не производил, а размещал заказы на других производствах, уверяет владелица фабрики по пошиву верхней одежды. «Конечно, у нас огромный дефицит кадров – швеям выгоднее шить простой чехол для «броника» или подсумок для автомата, где никто не будет придираться, насколько ровная строчка, чем пальто со сложным кроем из непростого материала, при том, что заплатить за пальто я могу вдвое меньше, чем за военный заказ». В 2022 году у ее фабрики тоже был военный заказ на несколько месяцев, и предприятие на нем хорошо заработало, но потом контракт закончился — ведь конкуренция за военные заказы большая — и оказалось, что сотрудники потеряли мотивацию работать качественно и не готовы напрягаться за меньшие деньги, рассказывает предпринимательница.

Военных заказов на всех не хватит, и через какое-то время те же швеи поймут, что нужно возвращаться к обычной работе, но к тому времени много цехов уже будут закрыты, заключает она.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку