На фоне резкого ухудшения ситуации с безопасностью в Европе и необходимости наращивать оборонные расходы военная промышленность Германии может вырвать экономику страны из стагнации, в которой та находится с доковидных времен. Автопроизводители, страдающих от спада в автомобильной отрасли, уже начали переходить на выпуск военной техники и переводить в «оборонку» своих рабочих. Новые власти Германии хотят пустить на военные нужды 200 млрд евро и для этого договорились с другими партиями об отмене бюджетных ограничений.
После Второй мировой войны союзники ликвидировали авиационную отрасль Германии, и множество высококлассных инженеров и разработчиков, потеряв работу, занялись производством автомобилей. Такая смена деятельности стала одним из главных факторов, обеспечивших превращение автомобильной промышленности ФРГ в мирового лидера. После трех мирных десятилетий, последовавших за окончанием уже холодной войны, оборонный сектор страны оказался в «загоне». Но после трех лет войны в Украине и на фоне отказа новой администрации США от усилий по обеспечению европейской безопасности начался обратный процесс. Немецкий ВПК забирает пальму первенства у автомобильного сектора, который, будучи сильно ориентирован на экспорт, пострадал от замедления китайской экономики и проиграл китайским же конкурентам на рынке электромобилей. На фоне первого за 80 послевоенных лет решения Volkswagen сократить рабочие места в Германии производители танков, радаров и других видов вооружений готовятся обеспечить новый подъем экономики страны.
Rheinmetall, крупнейшая оборонная компания Германии, сообщила на прошлой неделе, что перепрофилирует два производящих автомобильные детали завода; они начнут выпуск оружия. Hensoldt, которая производит радарные системы TRML-4D, используемые Украиной в войне с Россией, ведет переговоры о принятии на работу около 200 рабочих из крупных поставщиков автозапчастей Bosch и Continental. Rheinmetall тоже хочет перевести из Continental около 100 сотрудников. «Трудности в автомобильной промышленности для нас обернулись выгодой, – сказал Reuters гендиректор Hensoldt Оливер Дёрре, добавив, что дальнейшие инвестиции позволят увеличить ежегодное производство радаров более чем вдвое до 25-30 единиц. – Мы должны рассматривать оборонную промышленность как двигатель экономики Германии, она будет играть более значительную роль, чем раньше».
ВВП Германии сократился в 2023-2024 гг. и практический не изменился с 2019 г. При этом спад промышленного производства составил 11% с допандемийного уровня, по данным Федерации немецкой промышленности. Volkswagen планирует ликвидировать 35 000 рабочих мест в Германии к 2030 г. и сократить выпуск более чем на 700 000 машин в год. Continental хочет до конца года выделить проблемное автомобильное подразделение в отдельную компанию.
Использование свободных мощностей в автосекторе поможет сохранить сложившуюся производственную инфраструктуру Германии и увеличить выпуск военной техники, считает Дёрре.
Фридрих Мерц, который вскоре станет канцлером Германии, сразу после победы своей партии на выборах 23 февраля начал переговоры о создании коалиции и формировании фонда на 200 млрд евро для инвестиций в вооруженные силы с целью противостоять российской агрессии, создать независимую от США систему европейской обороны и поддержать Украину. Но столь значительное увеличение расходов невозможно без снятия конституционного ограничения на привлечение долга: сейчас бюджеты федерального правительства и земель должны быть в принципе сбалансированы, заимствования не могут превышать 0,35% ВВП в год.
Во вторник вечером Мерц договорился с социал-демократами, которые пока еще возглавляют правительство, но, как ожидается, войдут в его будущую коалицию, об изменении этого положения. На следующей неделе они внесут в Бундестаг законопроект, предполагающий, что расходы на оборону свыше 1% ВВП не будут подпадать под долговое ограничение. Кроме того, будет предложена еще одна конституционная поправка с целью создать фонд на 500 млрд евро для инвестиций в инфраструктуру Германии в течение 10 лет.
«Европе необходимо укреплять оборону, – заявил Мерц. – После того, какой выбор в последнее время сделало американское правительство, больше нельзя откладывать необходимые решения, особенно в отношении федерального бюджета».
Джордж Саравелос, директор по стратегии на мировых валютных рынках Deutsche Bank, приветствовал это решение (цитата по Bloomberg):
Лидеры новой коалиции представили план крупнейших и самых быстрых изменений в бюджетной политике за всю историю Германии после объединения. Он превзошел наши самые оптимистичные ожидания.
Reuters приводит другие примеры перетока деловой активности из автомобильного сектора в оборонный:
- Компания ZF Friedrichshafen, проходящая реструктуризацию в рамках процедуры банкротства, которая может привести к закрытию заводов в Германии, обсуждает перевод рабочих на оборонные предприятия.
- Производитель коробок передач для танков Renk, чей контрольный пакет акций принадлежит Volkswagen, сообщил, что в последнее время присматривается к автомобильному сектору с намерением расширить производственные мощности.
- Немецко-французский поставщик оборонительных систем KNDS недавно приобрел у французской Alstom трамвайный завод, на котором планирует выпускать танки Leopard 2 и боевые машины пехоты Puma.