Прощальные санкции администрации Джо Байдена против российской нефтяной промышленности не мешают ей продолжать вывозить нефть из своих портов. Но они мешают ей в главном – продавать топливо и выгружать его в портах покупателей. На танкерах скопилось сырье общей стоимостью около $1,3 млрд.
Индия полностью прекратила принимать нефть, вывозимую из Арктики и с проектов «Сахалин 1 и 2», потому что все используемые там челночные танкеры попали под санкции. Также Индия не берет нефть, если хоть на каком-то участке транспортировки она находилась на подсанкционных судах. Частично прием нефти из-за санкций прекратили и китайские НПЗ, пишет Bloomberg со ссылкой на данные об отслеживании танкеров.
При этом вывоз сырья из всех портов за неделю по 2 марта даже вырос на 20% по сравнению с предыдущей неделей (когда он упал на 18%), увеличившись на 580 000 баррелей до 3,53 млн. Менее волатильный четырехнедельный показатель поднялся до 3,09 млн баррелей. Но при этом около 7,7 млн баррелей с двух сахалинских проектов находятся на дрейфующих в море танкерах уже более двух недель, тогда как до последних санкций они обычно доставляли нефть на НПЗ примерно за неделю. Еще 12 млн баррелей из Арктики уже месяц или более находятся в море – гораздо дольше, чем изначально планировалось.
До санкций 10 января в Индию отправлялось около 60% российского экспорта арктической нефти (около 64 млн баррелей в прошлом году). За первые девять месяцев 2024 г. Индия также приняла около 14 млн баррелей нефти Sokol с проекта «Сахалин-1» (почти 30% от общего объема поставок, хотя в IV квартале эта торговля сошла на нет).
Но ни один танкер, принявший нефть в Арктике после 10 января, не разгрузился в Индию, свидетельствуют данные Bloomberg об отслеживании судов. А из 19 грузов сахалинской нефти было доставлено лишь пять, из них три – в резервуары в порту Яншань недалеко от Шанхая. Порт этот не связан ни с одним НПЗ, и операция может иметь целью скрыть истинное происхождение баррелей.
Подсанкционные челночные танкеры загрузили в начале февраля 2 млн баррелей Sokol в супертанкер, но он не смог разгрузиться в китайском Янтае и теперь просто дрейфует в море.