Ожидаемый участниками авторынка спад начался. Продажи новых легковых автомобилей в феврале обвалились по сравнению с тем же месяцем прошлого года на 25%, до 77 296 машин, следует из статистики Минпромторга. Это даже ниже прогноза главы Минпромторга Антона Алиханова: в конце месяца он заявил, что рынок в феврале может снизиться на 20% за счет снижения спроса на иномарки. Проблема не только в них. Данных о продажах конкретных брендов пока нет, но «АвтоВАЗ» отчитался о падении продаж на 4,2% к февралю-2024. Президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов в конце месяца говорил о скопившихся на складах 500 тысячах автомобилей, в том числе 100 тыс. непроданных Lada, и называл ситуацию «тревожной» для всего рынка.
В январе рынок еще был в плюсе: продажи новых легковых автомобилей (более 89 000 штук) на 11% превышали уровень января 2024 г. Но было очевидно, что рост цен на иномарки вследствие резкого повышения утилизационного сбора с 1 октября 2024 г. (на 70-85%) и его индексации с января еще на 20%, а также высокие проценты по кредитам должны сказаться на покупательной способности, отмечает руководитель крупного дилерского предприятия. Очевидно, что ставка на российский автопром не сильно помогает рынку: цены на отечественные машины тоже растут, добавляет он.
«Сегодня мы четко видим, что рынок идет хуже траектории движения прошлого года», – отмечал Соколов, бывший одним из главных лоббистов кратного повышения утилизационного сбора для иномарок. Теперь он призывает «всерьез задуматься о том, какие меры надо предпринять, чтобы избежать уже драматического падения». Рынок легковых автомобилей постепенно сползает вниз с рекордного уровня, которого он достиг к октябрю, соглашается гендиректора аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Число заявок на автокредиты на новые автомобили, по данным e-credit, снизилось на 15%.
«АвтоВАЗ» рассчитывал продать большую часть скопившихся на складах Lada за счет государственных преференций и ущемления иностранных производителей, отмечает крупный дилер Lada. По его данным, значительная часть машин на складах – Lada Granta в простых комплектациях, произведенные для таксопарков в надежде, что Госдума примет закон о такси, дающий регионам право устанавливать требования по уровню локализации автомобилей для таксопарков – по сути использовать только российские автомобили. Против выступили участники рынка, по мнению которых, это вызвало бы коллапс и привело к подорожанию услуг такси.
По данным опроса Национального совета такси, 63% компаний не готовы обновлять парк автомобилями российского производства из-за отсутствие нужных комплектаций, высокой стоимости владения в результате частого ремонта, долгого ожидания запчастей и связанного с этим простоя машин. А еще 27% опрошенных заявили, что готовы рассмотреть покупку российских машин при наличии субсидий, чтобы общая стоимость владения таким автомобилей вписывалась в экономику предприятия.
В салонах китайских брендов с февраля затишье, не помогают даже скидки на модели из стоков, отмечает менеджер другого дилерского холдинга: «Значительная часть людей, планировавших поменять автомобиль, ускорилась и сделала это в прошлом году. Сейчас одним покупателям сложно понять, почему новая машина на заказ, в нужной им комплектации будет стоить на 1,5 млн дороже, чем примерно такая же, но со склада и в неподходящей комплектации, а другим – морально тяжело взять кредит на 15 лет под 27% годовых», – объясняет он.
В целом рынок новых автомобилей упал к февралю 2024 г. на 27% – до 102 518 автомобилей. Новые грузовики и автобусы тоже плохо продаются. Первых реализовано на 48% меньше, чем в том же месяце прошлого года (5230 штук), а вторых на 60% – всего 812.