Дональд Трамп разрушил зону свободной торговли в Северной Америке, которую сам же реорганизовал во время своего первого президентского срока. Он вводит и готовится ввести пошлины на импорт не только из Канады и Мексики, но также всех других торговых партнеров США. Уже объявленные тарифы подняли американские пошлины на уровень 1940-х гг., а столь масштабного их скачка не было с 1930 г., когда США пытались защитить впадавшую в Великую депрессию экономику от иностранной конкуренции.
Экономика США значительно крупнее экономик других стран, поэтому они, скорее всего, пострадают от торговой войны сильнее. Но и американская экономика, пока демонстрирующая солидный рост, замедлится – как минимум в результате спада у торговых партнеров, которые начнут покупать меньше товаров у США. Будут и другие последствия. Ответные меры ударят по американским производителям, а связанная с политикой Трампа неопределенность уже заставляет компании откладывать капиталовложения. В результате повышения пошлин, издержек и цен, которые поднимут национальные производители, которых якобы пытается защитить Трамп, ускорится инфляция; в борьбе с ней Федеральная резервная система может начать снова повышать процентные ставки, прекратив цикл смягчения денежной политики.
Трамп во вторник ввел 25%-ные пошлины на товары, ввозимые из Мексики и Канады, и повысил вдвое, до 20%, ставки для китайских. В общей сложности под них попадают товары с годовым объемом импорта $1,5 трлн. Пекин сразу ответил введением дополнительных пошлин в размере 10-15% на определенные виды поставок из США, прежде всего сельскохозяйственных товаров. Оттава ввела 25%-ный тариф на американский импорт стоимостью почти $21 млрд и пообещала обложить им товары еще более чем на $86 млрд через три недели, если Трамп не одумается. Под китайские и канадские пошлины попали многие товары из штатов с высоким уровнем поддержки Трампа, в частности, из Флориды.
Исчезнут миллиардные прибыли
Один из самых ярких примеров пагубности такой политики – ситуация в автомобильном секторе. Пошлины «окажут огромное влияние на нашу промышленность, и миллиарды долларов прибыли будут потеряны», заявил в феврале гендиректор Ford Motor Джим Фарли. В 2024 г. на долю Канады пришлось почти 13% автомобильного импорта, на долю Мексики – почти 42%. Но дело далеко не только в закупках автомобилей. Интегрированные цепочки поставок разбросаны по территории США, Мексики и Канады, и в ходе производства компоненты и полусобранный автомобиль может пересекать границы в обоих направлениях до десятка раз.
Опросы ФРС свидетельствуют, что производители крайне взволнованы. «Угрозы пошлин и неопределенность чрезвычайно разрушительны», – отметил один из респондентов в феврале. «Очень трудно строить бизнес-планы», – сказал другой (цитата по The Wall Street Journal). В пресс-релизе о февральских производственных показателях, который в понедельник опубликовал Институт управления поставками (ISM), оценивающий предпринимательскую уверенность, аналитики Goldman Sachs начитали 20 упоминаний пошлин против четырех в январе. Один из респондентов дал такой комментарий: «Клиенты приостанавливают прием новых заказов из-за неопределенности относительно пошлин».
По мнению экономистов, торговая война Трампа может спровоцировать стагфляцию – ускорение роста цен с одновременным замедлением экономики. Пошлины могут привести к ускорению инфляции в марте, апреле и мае, поскольку компании будут повышать цены, чтобы компенсировать более высокие затраты на импорт, считает Майкл Ферол, главный экономист по США JPMorgan Chase. Пострадают, по его мнению, и американские экспортеры: «Если в этих странах начнется рецессия, то уже одно это будет поводом ожидать снижения темпов роста американского экспорта».
Стоимость попавших под пошлины товаров из Канады, Мексики и Китая почти в четыре раза превышает стоимость тех, что Трамп обложил во время своего первого срока ($380 млрд), по данным Tax Foundation. Тогда инфляция не была проблемой, но в начале этого десятилетия она подскочила до самого высокого уровня за 40 лет, и ФРС удалось частично обуздать ее с помощью резкого повышения процентных ставок. Эта борьба еще не закончилась, но Мэри Лавли, старший научный сотрудник Института международной экономики Питерсона, «очень» уверена, что пошлины приведут к росту потребительских цен. «Невозможно обложить товары таким налогом, а потом вдруг – фьюить – и это бремя исчезнет, хотя именно в этом он [Трамп] пытается нас убедить», – сказала Лавли CNN.
Назад, в 1930-е
По данным Бюджетной лаборатории Йельского университета, новые пошлины доводят импортные сборы до самого высокого уровня за период с 1943 г., отмечает Bloomberg. В результате дополнительные расходы американских домохозяйств вырастут на сумму до $2000 в год.
И ведь это еще не все. Трамп объявил о введении пошлин на сталь и алюминий (вступят в силу 12 марта), дал задание своей администрации подготовить ответные тарифы для всех стран, что облагают поставки из США, и пригрозил ввести 25%-ные сборы для Евросоюза (который уже подготовил ответные меры).
В прошлом США повышали пошлины на товары основных торговых партнеров, но делали это постепенно, рассказал WSJ Дуглас Ирвин, профессор экономики Дартмутского колледжа и автор книги «Торговые войны. История торговой политики США». И даже резкое их повышение в 1930 г. затронуло меньшую часть экономики США, поскольку некоторые товары были освобождены от пошлин и страна тогда меньше зависела от международной торговли.
Еще один аналог Ирвин видит в событиях более чем двухвековой давности. В 1807 г. Конгресс ввел практически тотальное эмбарго на внешнюю торговлю в ответ на перехват американских кораблей британскими во время наполеоновских войн. Резюме Ирвина:
Это было крайне разрушительно для экономики США.