Российские нефтяные компании испытывают нарастающие проблемы с поставками в Индию после ужесточения американских санкций, под которые попали «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и более 180 танкеров «теневого» флота.
В феврале экспорт нефти из РФ на индийский рынок сократился до минимума более чем за два года, сообщает Bloomberg со ссылкой на статистику Kpler по танкерным перевозкам. По итогам месяца нефтяники отправили индийским клиентам 1,4 млн баррелей в сутки — на 14% меньше, чем в январе, и почти на треть ниже рекордных объемов середины прошлого лета, когда Индия закупала больше 2 млн баррелей ежедневно.
Российские баррели Индия заменила поставками из Ирака и Саудовской Аравии: первые выросли в 1,5 раза по сравнению с августом, или на 400 тысяч баррелей в сутки, а вторые — на 100 тысяч за тот же период (+14%). Кроме того, индийские НПЗ стали закупать больше нефти в Нигерии, Анголе, Мексике и Колумбии, отмечает Bloomberg.
После начала войны с Украиной Индия стала вторым крупнейшим импортером российской нефти после Китая, нарастив закупки более чем в 100 раз. Однако «прощальные» санкции администрации Джо Байдена ударили по нефтяной торговле, которая приносит России около $40 млрд в год.
Индийские покупатели нефти отказались работать с попавшими под санкциями танкерами, в какой бы валюте не проводились сделки, даже в индийских рупиях, рассказывали ранее Reuters знакомые с ситуацией источники.
На переговоры с индийцами из Москвы ездил глава «Совкомфлота» Игорь Тонковидов, посетивший энергетическую конференцию India Energy Week. Он встретился с представителями покупателей российской нефти. Но те лишь повторили позицию, которую ранее на этой неделе озвучил секретарь министерства нефти Индии Панкаж Жаин: индийские НПЗ будут принимать только баррели, доставленные на неподсанкционных танкерах. «Это обязанность поставщика доставить мне то, что соответствует мои требованиям», — говорил Жаин.
После нового раунда санкций число внесенные в «черные списки» российских танкеров превысило 270. Под ограничениями, по данным S& P Global, оказались суда, возившие половину морского экспорта нефти из России, или 1,5 млн баррелей в день — около 1 млн в Китай и около 500 тысяч — в Индию.
Более двух лет с момента введения европейского эмбарго и «потолка цен» нефтяники находили лазейки для обхода санкций и продолжали вывозить сырье на экспорт, снабжая экономику валютой. Но теперь, после последних санкций США, сложности с продажей нефти стали слишком большими, сказал Reuters топ-менеджер одной из нефтяных компаний. По словам источников агентства, нефтяникам, возможно, придется сокращать добычу, поскольку нераспроданная нефть копится в танкерах. На конец января в таких «плавучих хранилищах» находилось 17 млн баррелей, на которые на нашлось покупателей. К лету этот объем может увеличиться до 50 млн баррелей, прогнозирует Goldman Sachs.