Александр Лукашенко удержал власть в 2020 году, прибегнув к беспрецедентному насилию. Реакция Запада оказалась предсказуемой. Вашингтон и Брюссель выразили протест и осложнили жизнь Минску при помощи санкций.
Еще одним следствием подавления протеста стало сужение поля для геополитических маневров Лукашенко. Раньше он в случае давления со стороны Кремля мог хотя бы попробовать шантаж в духе «Злые вы, уйду я от вас [на Запад]». Но вот уже пятый год уходить некуда даже в теории.
Критический рост зависимости от России не слишком радует Лукашенко. В 2024-м он пробовал посылать сигналы в европейские столицы о необходимости возобновления контактов. Однако предложения звучали не слишком вдохновляюще, нечто вроде: «Давайте снова будем торговать, а что я делаю внутри Беларуси, вас не касается».
Мало того, Минск ухитрился резко осложнить отношения с Берлином, поскольку гражданину Германии Рико Кригеру, попавшемуся на удочку спецслужб, был вынесен смертный приговор. Хотя впоследствии Кригер был помилован и вернулся на родину во время большого обмена заключенными между Россией и Западом, немецкие власти остаются крайне возмущены случившимся.
Тем временем санкции все-таки начали давать некоторый эффект, напрягающий Лукашенко. Правитель признал, что калийные удобрения – важный для национальной экономики экспортный продукт – приходится продавать «за бесценок, почти по себестоимости, а то и ниже».
Новые надежды у беларуского диктатора зародились после победы Дональда Трампа на президентских выборах. Комментируя их результаты, Лукашенко рассыпался в комплиментах:
«Трамп, конечно, это мощь. Как бы я к нему ни относился, он молодец. Стреляли, давили, хотели посадить, но он как бульдозер прошелся. Это его личный подвиг на пользу американского народа».
Аккурат к инаугурации Трампа Лукашенко отправил «подарок» – отпустил арестованную в начале декабря по неизвестному обвинению гражданку США Анастасию Нюфер. Отклик из Вашингтона не заставил себя долго ждать. Госсекретарь Марко Рубио заявил: «Благодаря президенту США Беларусь только что в одностороннем порядке освободила невинную американку Анастасию Нюфер».
Следующим пунктом программы стал визит в Минск заместителя помощника госсекретаря США Кристофера Смита. Он пообщался с Александром Лукашенко и тоже уехал не с пустыми руками, а увез с собой трёх политзаключенных, включая еще одного американского гражданина и журналиста беларуской службы «Радио Свобода». Лукашенко якобы сказал Смиту, что готов ослабить преследование своих оппонентов. Правда, такое заверение недорого стоит.
Но New York Times написала о подготовке «грандиозной сделки», по которой большое количество репрессированных могут выпустить из тюрем взамен на ослабление американских санкций против беларуских калийных удобрений и банков. По имеющейся у меня информации, есть условие со стороны Минска: политзаключенные, которые получат свободу, должны будут сразу покинуть Беларусь. Пока неизвестно, касается это всех или только знаковых фигур.
Смит на закрытой встрече с западными дипломатами, работающими в Вильнюсе, утверждал, что США преследуют две цели: добиться освобождения политических заключённых и дать Лукашенко пространство для маневра, чтобы он мог выйти из-под полного контроля Москвы.
Сам диктатор тем временем продолжает нахваливать Трампа: «Надо отдать должное, Дональд солидно встряхнул некоторые международные структуры».
Стоит отметить, что конвейер репрессий в Беларуси продолжает работать беспрерывно. Силовики до сих пор отправляют за решетку участников протестов 2020 года. «Врагов народа» преследуют и за пределами страны. Если страны ЕС предсказуемо игнорируют запросы из Минска на экстрадицию «виновных» в инакомыслии, то Россия с готовностью выдает таковых.
Только что в Санкт-Петербурге задержана 62-летняя беларуска, которая примерно три года назад невосторженно отозвалась в интернете о Лукашенко. На Родине пенсионерку ждёт камера в сизо, а затем с большой вероятностью длительный тюремный срок.
Еще одним аспектом сделки может стать возвращение в Минск американской дипмиссии. Сейчас посольство США в Беларуси работает в Вильнюсе.
Проблема в том, что смягчение американских санкций не отменяет европейских. Однако власти Беларуси надеются, что ЕС никуда не денется и будет в этих вопросах ориентироваться на позицию США.
События могут получить развитие в ближайшие пару недель. Однако торг с Лукашенко – занятие крайне неблагодарное и малопредсказуемое: партнер он очень неудобный. Кто не верит, может спросить у Путина.
Сейчас инициатива «танца» исходит именно от Лукашенко. Поэтому есть приличные шансы, что короткое танго с Трампом все-таки случится.