В предбанкротное состояние пришла почти треть логистических компаний в России, рассказали «Известиям» участники рынка. Из-за риска массовых закрытий логисты обратились к главе правительства Михаилу Мишустину с просьбой о масштабной программе господдержки отрасли.
«По оценкам экспертов, без должной поддержки [со стороны государства] до 20–30% логистических компаний может столкнуться с банкротством, что приведет к дефициту транспортных средств и росту цен на логистические услуги», — констатировал ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев.
Глава международной транспортно-логистической компании «Траско» Евгений Шакалида также считает, что отсутствие или недостаточные масштабы господдержки может привести к банкротству не менее 30% участников рынка уже в этом году. «Рынок могут покинуть преимущественно добросовестные игроки, и он деградирует до состояния 20-летней давности», — подчеркнул он. Итогом этого станет дефицит техники для перевозки грузов, рост тарифов на транспортировку (по меньшей мере на 25%) и увеличение потребительских цен, уверен президент ассоциации «АвтоГрузЭкс», объединяющей 18 ключевых логистических компаний, Вадим Филатов.
По данным сервиса ATI.su и «АвтоГрузЭкс», за прошедший год себестоимость доставки грузов в России возросла на 12%. При этом размер лизинговых платежей увеличился до 27–28%, утильсбора — на 75–80% год к году, отметил Филатов. «Вместе с тем на рынке наблюдается существенный дефицит грузов — индикатор аналитиков ATrucks, который показывает баланс между предложениями и свободным транспортом, снизился на 114 п. п. год к году, и к 3 февраля достиг 77. Это ниже пандемийного показателя 2020-го. Тарифы на перевозку упали на 19,1% год к году», — отметил он.
По мнению игроков отрасли, на ухудшение финансовой ситуации логистических компаний повлияли высокая стоимость финансирования и увеличение издержек, таких как повышение цен на технику, лизинговые платежи и утильсбор, а также рост себестоимости грузоперевозок, сокращение объемов и снижение тарифов. Все это делает работу транспортных компаний убыточной, констатировал глава «АвтоГрузЭкс».
В связи с этим ассоциация обратились с письмом в правительство РФ с просьбой отсрочить выплату страховых взносов и ставки по ним, ввести льготные кредиты и субсидии на зарплаты своим сотрудникам (которые составляют половину расходной части компаний), а также компенсировать лизинговые платежи по договорам 2023–2024 годов. По мнению Расторгуева, такие меры окажут временную поддержку логистам и позволят компаниям не допустить банкротств, сохранив ликвидность. «Это поможет снизить нагрузку на предприятия и даст им возможность адаптироваться к новым условиям, а также продолжить деятельность без резких сокращений или увольнений», — отметил он.
В декабре стало известно, что российские автоперевозчики на фоне ухудшения финансового положения собираются поднять цены на услуги примерно на 20% в 2025 году. Такой прогноз приводится в обзоре, подготовленном комитетом по транспортной логистике «Деловой России» и «АвтоГрузЭкс» при участии транспортных компаний Dentro и ГЛТ.