Стали известны имена российских миллиардеров, которых Венгрия хочет вывести из-под санкций Евросоюза, угрожая блокировкой продления ограничений против России в случае отказа. Высокопоставленный дипломат сообщил проекту «Системы», что в список Будапешта попали собственник холдинга USM Алишер Усманов, основатели «Альфа-Групп» Михаил Фридман и Петр Авен, совладелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин, акционер «Акрона» Вячеслав Моше Кантор и глава группы «Альянс» Муса Бажаев.
24 февраля министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что республика не намерена торопиться с продлением санкций в отношении отдельных российских граждан. Их имен он не назвал. После европейские дипломаты сообщили Reuters, что речь идет о восьми россиянах, не приведя подробностей. Помимо шести олигархов, это сестра Усманова Гульбахор Исмаилова, на которую он переписал часть зарубежных активов, и министр спорта России Михаил Дегтярев. Он находится под санкциями ЕС с 2014 года за то, что, будучи депутатом Госдумы, объявил об открытии «посольства» самопровозглашенной «Донецкой народной республики (ДНР) в Москве.
Оставшиеся фигуранты венгерского списка попали под санкции ЕС после российского вторжения в Украину. Усманова Брюссель назвал членом круга «государственных бизнесменов», обслуживающих финансовые потоки Кремля, отметив, что миллиардер имеет «особо тесные связи» с президентом РФ Владимиром Путиным и активно поддерживает политику «по дестабилизации Украины». Усманов пытался оспорить санкции, но проиграл суд. Бизнесмен входит в десятку богатейших людей России с состоянием в $13,4 млрд.
Основанием для включения в санкционный список Фридмана и Авена стало то, что они «участвуют в секторах экономики, обеспечивающих существенный источник дохода правительству России». Также в изначальном обосновании говорилось, что бизнесмены причастны к подрыву суверенитета Украины, но в прошлом году суд ЕС счел это утверждение бездоказательным и отменил часть санкций против них. А феврале этого года Фридман и Авен избавились от долей в Альфа-банке и «Альфастраховании», рассчитывая на снятие оставшихся европейских ограничений. Forbes оценивает их состояние в $13,1 млрд и $4,3 млрд соответственно.
Мазепин присутствовал на встрече крупных бизнесменов с Путиным в день вторжения в Украину 24 февраля 2022 года. Из-за этого ЕС счел, что он входит в «ближний круг» президента и является «влиятельным бизнесменом, действующим в секторе, который обеспечивает существенный источник дохода для российского правительства». Мазепин пытался оспорить санкции дважды, но безуспешно. Его состояние оценивается в $2,4 млрд.
Кантор — бизнесмен, возглавлявший Европейский еврейский конгресс. ЕС назвал его «российским олигархом», «тесно связанным с Путиным». Впоследствии европейский суд отказался снять санкции с Кантора, отметив, что переезд в Израиль не повлиял на статус миллиардера, поскольку значительная часть его активов все еще находится в России. Бизнесмен занимает 15-ю строчку в рейтинге богатейших людей страны с состоянием $9,8 млрд.
Бажаев разбогател на продаже нефтяной компании Alliance Oil. Сейчас подконтрольный ему холдинг «Альянс групп» имеет активы в различных сферах. Например, Бажаев вместе с 28-летним племянником Дени владеет компанией «Русская платина», которая разрабатывает платиновые месторождения в Хабаровском и Красноярском краях. ЕС считает, что через свои бизнесы предприниматель поддерживает стратегические отрасли российской экономики. В сентябре 2024 года европейский суд отказался удовлетворить иск Бажаева об отмене ограничений. Суммарное состояние бизнесмена и его племянника оценивается в $1,5 млрд.
Санкционный список ЕС регулярно пересматривается и продлевается при единогласной поддержке 27 стран-членов. Ранее Венгрия уже неоднократно грозила использовать свое право вето и в итоге добивалась от Брюсселя разнообразных уступок.