Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Центробанк оценил, во что могут обойтись России прощальные санкции Байдена

Центробанк надеется, что несырьевой экспорт компенсирует падение нефтегазового
Центробанк надеется, что несырьевой экспорт компенсирует падение нефтегазового Олег Спиридонов / Бизнес Online / ТАСС

Январские санкции США на российский нефтегазовый сектор будут стоить стране примерно 1% всего экспорта, следует из комментария Центробанка к экономическому прогнозу, который он обновил 14 февраля. «Прогноз темпа роста физического объема экспорта на 2025 год понижен на 1 процентный пункт, до (-0,5)–1,5%, что связано с усилением санкционных ограничений на отдельных товарных рынках», – объясняет ЦБ, и далее уточняет, что вынужден учитывать «дополнительные ограничения на нефтегазовый экспорт».

10 января США ввели санкции против «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза», «Ингосстраха» и «АльфаСтрахования» (страхуют морские перевозки нефти), а также более 150 судов, связанных с перевозкой российских углеводородов. Они вступают в силу 27 февраля, и их последствия – одно из главных неизвестных для валютного рынка, отмечали аналитики.

ЦБ имеет в виду физические объемы экспорта. В деньгах он прогнозирует символический рост экспорта – до $419 млрд с $417 в прошлом году. ЦБ исходит из того, что медленный рост мировой экономики будет сдерживать цены на сырьевые товары – в частности, нефть постепенно дешеветь. А цены на несырьевые товары российского экспорта будут расти в соответствии с мировой инфляцией. В результате стоимостный объем нефтяного экспорта сократится вслед за ценами на нефть, то же самое в номинальном выражении произойдет с экспортом газа (трубопроводного и СПГ), но сокращение нефтегазового экспорта будет компенсировано расширением экспорта прочих товаров и услуг, ожидает ЦБ.

Потери от прощальных санкций Байдена будут временными, надеется ЦБ: в 2026 г. экспорт восстановится и даже вырастет на 1,5–3,5% (в физическом выражении). Компании выстроят новые логистические цепочки и переориентируются на альтернативные рынки, предполагает регулятор.

Близкий к властям аналитический центр ЦМАКП оценивал возможный ущерб от санкций гораздо больше – примерно $50 млрд в год на протяжении трех лет. Правда, его сценарий учитывал реализацию всех санкционных рисков и вдобавок падение цен на нефть в случае резкого увеличения добычи в США, обещанного президентом Дональдом Трампом. В этом сценарии Urals теряет в цене примерно $7 с барреля, добыча нефти и экспорт нефти обваливается на 30-40 млн т в год, добыча и экспорт газа сокращаются на 4-5 млрд куб м, а рубль девальвируется до 132 руб./$ в 2027 году.

Центробанк же рассматривает это в базовом сценарии, на основе которого строит свою политику. У него есть и другие сценарии, в том числе рисковый (глобальный кризис, усиление санкций), в котором российскую экономику ждут два года спада, еще более высокая инфляция и ключевая ставка. В этом сценарии экспорт падает в физическом выражении на 8-10% в 2025 г. и еще на 3-5% в 2026 г., а в деньгах – на треть до $278 млрд в этом году и затем на 14% до $240 млрд в следующем.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку