(Данный материал был произведен в Гданьске для службы новостей Рейтер в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине)
ЛОНДОН, 26 фев (Рейтер) - Знаковая для геополитики неделя укрепила надежды на восстановление европейской экономики, причем не из-за потенциальных выгод от завершения украинского конфликта, а скорее благодаря перевооружению целого континента.
Неожиданное решение Вашингтона провести эксклюзивные переговоры с Москвой без участия Киева и давних европейских союзников отозвалось волной изумления по всему континенту за последние семь дней. Растущая пропасть между двумя берегами Атлантики стала еще глубже после того, как президент США Дональд Трамп фактически согласился с позицией Кремля относительно «специальной военной операции» РФ в Украине.
Теперь перед Европой в полный рост встали новые реалии: она больше не может полагаться на военную поддержку Соединенных Штатов перед лицом значительных угроз и должна изменить свои приоритеты. И у ЕС есть существенные деньги, которые требуются для финансирования этой перестройки.
Острые кризисные периоды стали привычными для Европейского союза: блок пережил долговой кризис 2010-2012 годов и пандемию коронавируса, и эти события способствовали укреплению региональной сплоченности и интеграции.
Эти кризисы удалось преодолеть благодаря мощным экономическим мерам, отказу от устоявшихся запретов и более тесной координации. Первый кризис был преодолен в основном благодаря чрезвычайным мерам Европейского центрального банка, ранее считавшимся невозможными, а второй - за счет беспрецедентных совместных заимствований Евросоюза.
«Специальная военная операция» РФ в Украине в 2022 году положила начало третьему крупному кризису, однако только сейчас он достигает кульминации с точки зрения формирования долгосрочного ответа ЕС.
НЕПРОСТАЯ МАТЕМАТИКА
Итоги выборов в Германии оказались в центре внимания в Европе на этой неделе, в частности то, каким образом новое коалиционное правительство сумеет изменить закрепленный в конституции долговой тормоз.
В настоящее время лишь немногие наблюдатели сомневаются в том, что приоритет останется за обороной, несмотря на множество препятствий, которые предстоит преодолеть будущей коалиции Фридриха Мерца. При этом многие полагают, что за этим последует увеличение расходов на инфраструктуру.
Финансовые рынки, похоже, разделяют это мнение. Акции оборонных компаний Германии и Европы продолжают расти после выборов, несмотря на сложную парламентскую математику, связанную со смягчением долгового тормоза.
Котировки немецких Rheinmetall, Renk, Hensoldt поднялись с начала года на впечатляющие 40%-60%, а европейский аэрокосмический и оборонный сектор подскочил на 16%. Рост немецкого индекса DAX на 14% в 10 раз превысил скромное повышение индекса S&P 500 в этом году.
Однако такой рост - ничто на фоне колоссальных чисел, которые обсуждают эксперты, рассматривая вопрос о замещении расходов на безопасность со стороны США в Европе.
Планы увеличения оборонных расходов уже продвигаются вперед.
Правительство уходящего канцлера Германии Олафа Шольца создало фонд объемом 100 миллиардов евро ($105 миллиардов) для модернизации вооруженных сил, увеличив оборонные расходы до целевого показателя НАТО в 2% ВВП. Однако эти средства уже практически исчерпаны текущими закупками.
Уходящее правительство Германии уже обсуждало повышение этого показателя до 3%, а во вторник Великобритания также взяла на себя обязательство довести оборонные расходы до 3% ВВП.
Deutsche Bank отметил, что тяжелая ситуация в безопасности вынудит правительство Германии внимательнее рассмотреть различные способы привлечения финансирования, включая возможное исключение этих расходов из-под действия долгового тормоза.
Срочность, с которой Мерц взялся за эту проблему, подходит к этому вопросу, указывает на скорое начало поиска новых источников финансирования, добавил Deutsche Bank.
И действительно - агентство Блумберг в понедельник сообщило, что немецкий кабинет обсуждает создание чрезвычайного оборонного фонда объемом 200 миллиардов евро, хотя официального подтверждения сразу не последовало.
ДОКЛАД ДРАГИ ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ ФАНТАСТИКОЙ
В преддверии выборов в Бундестаг специалисты из аналитического центра Брейгель совместно с экспертами Кильского института мировой экономики отмечали, что Европе будет несложно заместить финансирование, которое Украина получала от Вашингтона, поскольку эта сумма составляет всего 0,12% валового внутреннего продукта Евросоюза.
Однако, по их мнению, реальные цифры окажутся значительно выше в случае мирной сделки по Украине, при которой РФ продолжит наращивать военный потенциал и создаст непосредственную угрозу границам стран ЕС.
Для решения этой проблемы Европейскому союзу потребуется, согласно их расчетам, дополнительно 300.000 военнослужащих и увеличение ежегодных оборонных расходов на 250 миллиардов евро до примерно 3,5% валового внутреннего продукта в краткосрочной перспективе. Предполагается, что половина средств будет финансироваться на общеевропейском уровне, а вторая половина - на национальном.
По данным Брейгеля, новые совместные заимствования Евросоюза достигнут 625 миллиардов евро к 2030 году, что близко к сумме в 700 миллиардов евро, уже привлеченной в рамках постпандемийной программы восстановления Next Generation EU.
Эрик Нильсен из Unicredit считает, что совместные заимствования имеют множество дополнительных преимуществ, включая расширение безрисковых инструментов в евро, которые будут предложены как актив для растущих в мире сбережений, и усиление глобальной роли евро.
Более того, Нильсен полагает, что общих расходов на оборону может не хватить для противодействия всем региональным угрозам безопасности, и потребуется их увеличение для борьбы с более широкими киберугрозами и для защиты информационного пространства, например, обеспечения цифровой устойчивости - а возможно, и конкуренции в надвигающейся гонке искусственного интеллекта и квантовых вычислений.
Если всё это сложить вместе, то получится, что речь идет о масштабных инвестициях в преобразования, которые были изложены в прошлогоднем докладе бывшего главы ЕЦБ Марио Драги о путях восстановления конкурентоспособности Европы.
В докладе Драги указывалось, что Европе потребуются дополнительные инвестиции в размере 800 миллиардов евро в год, или около 5% ВВП Евросоюза, чтобы догнать мировых конкурентов и больше уже не отставать от них.
Из-за Трампа и президента РФ Владимира Путина Европа может достичь этих целей гораздо раньше, чем многие могли себе представить еще в прошлом году.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Майк Долан является обозревателем Рейтер и выражает собственное мнение)