Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Одна из крупнейших строительных компаний Франции ушла из России на фоне разговоров о возвращении иностранцев

Денис Воронин / Агентство «Москва»

Еще одна крупная европейская компания покинула российский рынок, несмотря на слухи о возвращении зарубежных компаний в РФ, активизировавшиеся на фоне американо-российских контактов по войне в Украине. Речь идет о французском холдинге Vinci S.A., который в том числе занимается строительством автомобильных и железных дорог.

Как сообщает РБК со ссылкой на осведомленные источники, компания продала свои активы в ООО «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК), связанные со строительством обслуживанием части скоростной автотрассы Москва — Санкт-Петербург (с 15 по 58 км). Долю Vinci S.A приобрела группа «Нацпроектстрой». Французы создали СЗКК в 2007 году как совместное предприятие в «Мостотрестой». В 2021-м «Мостотрест» передал 50% СЗКК АО «Группа компаний «Нацпроектстрой», уточняет РБК. Из данных СПАРКа следует, что в 2023 году чистая прибыль СЗКК составила 4,6 млрд руб. (выручка — 11,55 млрд руб). За три квартала прошлого года компания отчиталась о 5,8 млрд руб. чистой прибыли при 10,34 млрд руб. выручки.

Vinci S.A. (штаб-квартира располагается в пригороде Парижа Нантере) входит в число крупнейших европейских инфраструктурных холдингов. Компания возводит и обслуживает по концессии автомобильные и железные дороги, аэродромы, стадионы, а также развивает направление строительства энергетических объектов, в том числе ветряными и солнечными электростанциями.

Издание добавляет, что Vinci S.A. ранее отказалась от еще одного актива, связанного со скоростными автомагистралями. 28 декабря 2024 года 100% долей ООО «Объединенные системы сбора платы» (ОССП) были переданы от Highway Operations BV из Нидерландов (совместного предприятия Vinci и «Мостотреста») гендиректору «Нацпроекстроя» Алексею Крапивину, следует из данных ЕГРЮЛ. С 20 января «Нацпроектстрой» владеет 100% ОССП, которая, как сказано на сайте компании, взимает плату за проезд по трассам М-11 «Нева», М-4 «Дон», М-3 «Украина».

На фоне первых за три года войны в Украине официальных переговоров между Россией и США в Саудовской Аравии российская госпропаганда начала распространять слухи о якобы массовом желании зарубежных компаний вернуться на российский рынок. Например, Shot сообщил, что такие планы есть у Boeing. Американская компания якобы готовится разрешить российским перевозчикам закупать самолеты и возобновит поставки запчастей. Он же написал, что обратно в Россию собрался японский ретейлер одежды Uniqlo. Другой пропагандистский канал Mash сообщил об аналогичных намерениях у испанской Inditex (бренды Zara, Bershka, Pull& Bear, Stradivarius).

Впрочем, на прошлой неделе вице-премьер РФ Денис Мантуров заявил, что иностранные компании, ушедшие из РФ после начала войны, пока даже не поднимали тему своего возвращения. Он уточнил, что речь идет об инвесторах, которые сохранили право на обратный выкуп активов. «В каких-то, действительно, договорах продажи своих долей были заложены условия опционов. Но эти условия никто, свои решения, не обсуждал даже предварительно по возврату», — сказал он.

Тем временем президент РФ Владимир Путин поручил правительству проработать механизм возвращения иностранных компаний в страну. По его словам, этот процесс необходимо отрегулировать так, чтобы сохранить преимущества для собственных производителей, но в то же время не нарушать правила Всемирной торговой организации. В Минфине со своей стороны заявили «Ведомостям», что компании из «недружественных» стран смогут вернуться в РФ лишь после получения разрешения правительственной комиссии по иностранным инвестициям.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку