Выяснились подробности работы одной из самых изощренных схем по уходу от санкций в мире, которую организовал иранец под псевдонимом «Гектор» Хоссейн Шамхани. Он сын Али Шамхани, бывшего министра обороны Ирана и советника верховного лидера страны аятоллы Али Хаменеи. Основанная после начала войны России и Украины схема, по данным доклада исследователей Treadstone 71, заработала миллиарды долларов на торговле санкционными товарами из Ирана, России и других стран. Исследователи ссылаются на полученные разведданные, а также закрытые иранские и российские даркнет-форумы по криптовалютам и обходу санкций — члены иранской сети активно изучали данные об отмывании денег и обсуждали в закрытых группах в соцсетях «Одноклассники» и «ВКонтакте».
«Гектор» Шамхани контролировал разветвленную систему компаний, обеспечивающую нелегальные поставки иранской нефти, а также военного оборудования в Россию. Среди них MG-FLOT, занимающаяся транспортировкой иранских комплектующих для беспилотников и боеприпасов через Каспийское море в Астрахань и Махачкалу. Компания сотрудничала с иранскими логистическими госоператорами, такими как Iran Shipping Lines.
Подконтрольная Шамхани дубайская компания Milavous Group координировала деятельность судов под флагами Либерии и Панамы и продавала до 300 000 баррелей иранской и российской нефти в день. Она приносит доход около $400 млн ежегодно. Флот Milavous Group включает суда Sea Anchor и Sea Castle, они переваливали нефть с судна на судно в Каспийском море, используя поддельные накладные для маскировки иранской нефти как не подлежащей санкциям. Разветвленная сеть брокеров морских перевозок и нефтеперерабатывающих заводов в Азии, особенно в Индии и Китае, обеспечивала стабильный спрос на дисконтированную нефть.
Финансовая схема сети Шамхани основана на блокчейн-транзакциях, скрывающих движение денежных потоков. В частности, использовались криптовалюты Tether, Monero, Zcash. Они позволяли обходить контроль традиционных банковских систем. Транзакции проводились через Сингапур, Сейшелы, Турцию и европейские юрисдикции. Например, биткоины, хранящиеся на кошельках, зарегистрированных на Мальте, переводились на кошельки в России под псевдонимами. Российские криптовалютные биржи затем конвертировали биткоины в рубли. В одном из эпизодов полученные 270 млн рублей, обозначенные как «плата за обслуживание» каспийских судоходных компаний, поступали на банковский счет подставной компании Rubicon Holdings, зарегистрированной в Москве.
Интеграция российских и иранских банковских систем через альтернативные механизмы SWIFT добавила новый уровень сложности в финансовые операции Шамхани. Сеть использовала российскую платежную систему СПФС как альтернативу SWIFT, что позволяло избегать контроля со стороны финансовых органов США. Банк Pasargad в Иране, Bank of Cyprus и Danske Bank в Эстонии были отмечены как участники тайных транзакций.
Функционирование этой сети обеспечивали выходцы из России. Дмитрий Орлов, главный стратег Milavous Group, разрабатывает альтернативные маршруты для обхода морских инспекций. В случае попадания судна под санкции оно меняло название и владельца, через новую подставную компанию корабль шел на другой маршрут.
Среди других участников группы — Виктор Зайцев (его задачи — разведка и лазейки в санкциях), Сергей Коченко (охрана и защита грузов) и Виктор Бодров (таможня и оформление). Последний появлялся на русскоязычных форумах в соцсети VK, где пользователи обсуждают методы подделки таможенных документов. Личным ассистентом Хоссейна Шамхани является Муниса Шарапова. Она отвечает за управление его коммуникациями и конфиденциальность переговоров на высшем уровне. В Treadstone 71 предполагают, что она может иметь связи с разведывательными структурами. У Шараповой полностью отсутствует цифровой след.