Во многих магазинах сети «Красное & Белое» исчезло недорогое импортное пиво, сообщает Shopper’s. Это связано с повышением с 1 января 2025 года таможенных пошлин на пиво из так называемых «недружественных стран» (ЕС, США и других). Ставка возросла с 10 центов до 1 евро за литр, что стало уже вторым повышением за короткий срок. Ранее, в апреле 2024 года, пошлина увеличилась в 2,5 раза — с 0,04 евро до 0,1 евро за литр.
По мнению совладельца дистрибьюторской компании Svam Group и пивоварни Gletcher Игоря Хавского, сейчас федеральные торговые сети, вероятно, пересматривают ассортимент и оценивают целесообразность сохранения той или иной продукции, что могло привести к временной паузе в поставках. Он отметил, что недорогое импортное пиво ранее продавалось по цене 70–80 рублей, конкурируя с отечественным премиальным сегментом. Однако рост пошлин приведет к удорожанию продукции на 70–80 рублей в рознице, что делает ее неконкурентоспособной. При цене 140–160 рублей потребители могут отказаться от покупки малоизвестных иностранных брендов, тогда как основное конкурентное преимущество таких напитков заключалось именно в низкой стоимости.
Хавский подчеркнул, что разница в цене между импортным и отечественным лицензионным или премиальным пивом составит 40–50%, что фактически «разрушит всю бизнес-модель такого импорта» и приведет к отказу ритейлеров от закупок иностранного пива.
Эксперт группы корпоративных рейтингов АКРА Антон Тренин ранее отмечал, что импорт пива из «недружественных стран» в России будет сокращен из-за увеличения таможенных пошлин, а его место займут отечественные аналоги. По словам Тренина, в 2024 году свыше 95% общего объема продаж пива на российском рынке пришлось на продукцию отечественного производства. Однако с 1 января 2025 года таможенные пошлины на импортное пиво из «недружественных стран» выросли в десять раз, что неизбежно приведет к дальнейшему сокращению поставок и активному переходу ритейлеров на российские аналоги, говорил он.
Корреспонденты Shopper’s зафиксировали исчезновение немецкого пива Feldschlösschen в пяти проверенных московских магазинах. По состоянию на 24 февраля, сайт сети указывает, что Feldschlösschen Pilsner есть лишь в трех из более чем 1000 магазинов Москвы, причем в ограниченном количестве (не более трех банок). В пятницу, 21 февраля, продукция была доступна в четырех торговых точках. Сорт Feldschlösschen Pale Wheat присутствует в десяти московских магазинах (ранее в двадцати), также с ограничением по количеству. В Санкт-Петербурге это пиво продается в пяти магазинах из более чем 800.
Лагер Eurotour имеется в 33 московских магазинах (обычно не более трех банок в наличии) и в девяти магазинах Санкт-Петербурга. Eurotour Hefeweissbier можно найти примерно в 100 точках продаж в Москве, но в большинстве случаев не более трех банок. В двух магазинах продавцы сообщили, что поставки отсутствуют уже давно, и дата их возобновления неизвестна.
Покупатели из регионов уже выражают недовольство. В частности, воронежские и екатеринбургские клиенты жалуются на отсутствие пшеничного пива Feldschlösschen, отмечая, что российские аналоги не соответствуют его качеству, пишет Shopper’s.
Как пояснил шеф-пивовар компании «Таркос» Дмитрий Тарасевич, в последние пять лет значительную долю импортного сегмента составляло пиво, специально сваренное в Европе для российского рынка под частными торговыми марками крупных ритейлеров. Однако с учетом новых пошлин этот сегмент может существенно сократиться. По его мнению, продукция будет исчезать постепенно, поскольку сети имеют определенные запасы и обязательства перед поставщиками. Он считает, что ритейлеры начнут активнее заменять европейское пиво на российское и продукцию из стран, на которые не распространяются повышенные пошлины.
Согласно данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), на долю пива из «недружественных» стран приходится около 25% ассортимента крупных торговых сетей. В январе председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев прогнозировал, что после введения новых пошлин европейское пиво исчезнет из ценового сегмента до 100 рублей за бутылку или банку.
Глава Центра разработки национальной алкогольной политики и председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин предупреждал о возможном дефиците импортного пива и слабоалкогольных коктейлей в 2025 году. По его данным, в январе 2025 года производство слабоалкогольных напитков в России составило лишь 1,3% от объема аналогичного периода 2024 года. Падение в 76,9 раза объясняется ростом акцизов, ужесточением регулирования и изменением потребительского спроса.