Число водителей такси в России может сократиться на 500 тыс., если Госдума примет законопроект, обязывающий совершать перевозки исключительно на отечественных автомобилях, заявил руководитель оперативного отдела Независимого профсоюза «Новый труд» Алексей Неживой. В ходе обсуждения инициативы в нижней палате парламента он отметил, что большинство таксистов работают в качестве самозанятых, используя личные автомобили, и не смогут позволить себе приобрести новые машины. Руководитель аппарата профсоюза Алена Левочкина добавила, что, помимо дефицита кадров, изменение законодательства может привести к снижению безопасности поездок на такси — как для пассажиров, так и для водителей.
Законопроект о локализации автомобилей такси Госдума приняла в первом чтении в январе. Инициатива была одобрена, несмотря на предупреждения представителей отрасли о том, что она может создать монополию одного производителя, привести к росту цен на отечественные автомобили и ограничить транспортную доступность для россиян. До этого ассоциация «Национальный совет такси» (НСТ) пожаловалась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на АвтоВАЗ, который, по мнению организации, завышает цены на Lada Granta и Lada Vesta для таксистов. При этом в НСТ отметили, что доля машин АвтоВАЗа превышает 50% в ежегодном притоке автомобилей такси. По данным аналитического центра при правительстве, за 2021–2023 годы цены на Lada Granta выросли в 1,6 раза, а на Lada Vesta — в 1,8 раза, хотя средняя цена машины эконом-класса в России за тот же период увеличилась лишь на 28%.
Ранее в том же аналитическом центре при правительстве оценивали дефицит водителей такси в России в 70–80 тыс. человек. Кадровый голод в отрасли эксперты объясняли мобилизацией, оттоком мигрантов и уходом водителей в другие сферы экономики. В 2024 году Госдума приняла закон «О такси», который предъявляет высокие требования к водителям. В частности, они должны проходить ежедневные медосвидетельствования и техосмотры. В результате в стране возник серый рынок такси, которого еще пять лет назад не было, писал в письме премьер-министру РФ гендиректор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин. В Госдуме оценивали потери бюджета из-за ухода таксистов в серую зону в 30 млрд руб. в год.