За три года полномасштабной войны в Украине погибли почти 400 тыс человек, подсчитали The Moscow Times на основе открытых верифицированных данных. За это время Россия оккупировала более 70 тысяч квадратных километров территории Украины. Таким образом на каждый квадратный километр, захваченный с 24 февраля 2022 года, пришлось пятеро погибших.
С начала войны российские власти лишь дважды озвучивали информацию о потерях: в марте и сентябре 2022 года, последняя официальная цифра не превышает 6 тысяч человек. Журналисты Русской службы Би-Би-Си и Медиазоны установили имена более 95 тысяч погибших в Украине российских солдат на основе анализа публичных некрологов и сообщений о похоронах. Опираясь на оценки военных экспертов, авторы исследования отмечают, что установленное количество погибших может составлять от 45% до 65% от реальных потерь. То есть общее число погибших российских военных может варьироваться в диапазоне 146-211 тысяч человек. Число погибших солдат армии ЛДНР «Русская служба Би-би-си» оценила в 21 000 — 23 500 человек. Аналогичные подсчеты на основании открытых данных ведут украинские проекты Lostarmour.info и UALosses.org. Им удалось установить имена 70 тысяч погибших солдат ВСУ. Если использовать поправку, аналогичную оценкам российских потерь, то общее число погибших украинских военных может составлять от 95 до 135 тысяч человек. Эта оценка совпадает с цифрами, которые приводил The Economist со ссылкой на источники в западной разведке — до 100 тысяч военных на конец ноября 2024 года.
По оценке ООН, на начало 2025 года в Украине погибли 12,5 тыс гражданских, 650 из них — дети.
В России погибли 398 мирных жителей приграничных территорий, еще 1 157 получили ранения, об этом в октябре заявляла уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова.
В Донецкой и Луганской народных республиках верифицированной статистики потерь среди мирного населения нет. Власти ДНР сообщали о гибели почти пяти тысяч местных жителей за три года полномасштабной войны. Данные о числе погибших в ЛНР последний раз озвучивались в марте 2023 года — 900 погибших.
Общая оценка погибших с обеих сторон — 390,5 тысяч человек. В эту цифру не входят иностранцы с обеих сторон. Известно, что в рядах российской армии воюют наемники из Северной Кореи, Индонезии, Кубы, Сербии, Непала, Узбекистана, Кыргызстана. На стороне Украины участвовали добровольцы из 55 стран, включая США, Великобританию, Польшу, Канаду и страны Балтии, сообщал спикер интернационального легиона Дамьен Магру.
С 2022 года Россия оккупировала украинскую территорию площадью 70,05 тыс квадратных километров, подсчитали эксперты аналитической платформы Russia Matters при Гарвардской школе Кеннеди. Таким образом, на каждый квадратный километр оккупированной территории приходится более 5 погибших с обеих сторон.
«Эти люди гибнут не за квадратный километр, а ради имиджа Владимира Путина. Он хочет, чтобы все посмотрели на судьбу Украины, на судьбу Зеленского, перекрестились и сказали — нет, мы с Путиным спорить не будем», — считает политолог Аббас Галлямов.
«В России никогда не считали людей активом, наоборот, они всегда были „материалом“, который можно бросать на войну. Принцип „за ценой не постоим“ здесь применили в буквальном смысле. Кремль нашёл удачную формулу: „Вот вам нарезанные бумажки, которые называются деньги, а вы — нам свою жизнь.“ Сначала это были добровольцы, потом мобилизованные, потом те, кто пошёл за зарплатой», — рассуждает консультант комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности Иван Ступак.
Еще сложнее оценить количество раненых и пропавших без вести. The Wall Street Journal со ссылкой на источники пишет о миллионе погибших и раненых с обеих сторон. Из них — 80 тысяч убитых и 400 тысяч раненых украинских военных. Потери российской армии оценили в 200 тысяч убитыми и также около 400 тысяч ранеными.
За три года войны Украину покинули 6,7 млн человек, по данным ООН, больше всего беженцев приняла Россия (более 1,2 млн человек), Германия (более 1,1 млн человек), Польша (более 970 тыс человек) и Чехия (более 365 тысяч человек).
По заявлению украинских властей, за годы войны Россия похитила более 19 тысяч детей, проживающих в детских домах и приютах. Весной 2023 года Международный уголовный суд выдал ордеры на арест Владимира Путина и уполномоченной по правам ребёнка Марии Львовой-Беловой по обвинению в незаконной депортации украинских детей. Обратно в Украину удалось вернуть 1036 детей.
Из Курской области, которую в прошлом году частично оккупировала Украина, по информации региональных властей, бежало больше 100 тысяч человек. С конца прошлого года власти начали компенсировать беженцам плату за съемное жилье до 65 тыс рублей на семью. Однако еще несколько тысяч человек до сих пор живут в пунктах временного размещения.
По мнению политолога Галлямова, в обществе накопилась колоссальная усталость от войны и ее последствий:
«Потери на фронте, экономические трудности и снижение уровня жизни, общее ощущение ненормальности и истеричности происходящего. Люди понимают, что всё это связано с войной. Поэтому запрос на мир огромный. И это именно запрос на мир, а не на победу. Победа уже не нужна, война потеряла популярность».
Помимо человеческих потерь Россия получила сама и нанесла колоссальный материальный ущерб Украине. Киевская школа экономики оценила повреждения инфраструктуры на 170 млрд долларов к середине февраля 2025 года. Больше всего пострадал жилой фонд, транспортная инфраструктура и энергетика Украины. К ноябрю прошлого года было повреждено или разрушено 236 тысяч жилых зданий, 26 тыс километров автомобильных дорог, повреждены или уничтожены почти 500 крупных, средних частных и государственных предприятий, 4 тыс учебных заведений, 1554 медицинских объекта и почти 4 тыс культурных объектов. Восстановить разрушенное полностью для Украины — задача на грани возможного, считает Ступак. Он предполагает, что захваченные территории после мирных переговоров останутся в сфере российского влияния, и России придется потратить миллиарды на восстановление уничтоженных городов
Те территории, которые захватывались в ходе полномасштабного вторжения, лежат в руинах. Города вроде Бахмута, Угледара, Волчанска — это груды бетона, разрушенные дороги, тела погибших, тысячи неразорвавшихся снарядов. Их восстановление займёт годы и потребует десятки миллиардов долларов, которых у Украины просто нет.
Российский бюджет уже потратил на войну около 22,2 трлн руб или 248,5 млрд долларов по текущему курсу. В 2022 году по статье «национальная оборона» в бюджете страны было заложено 4,7 трлн руб, в 2023 — 6,8 трлн руб, а в 2024 — 10,7 трлн руб. Захват одного квадратного километра украинской земли обошелся российским налогоплательщикам в 316 млрд рублей. Это больше, чем годовые бюджеты 83% российских регионов. Лишь у 14 из 83 регионов (без учета оккупированных), годовые бюджеты превышают 316 млрд рублей. Среди них республики Татарстан и Башкортостан, Москва, Санкт-Петербург и другие.
При этом цели кровавой и дорогостоящей войны постоянно менялись, и ни разу не были четко сформулированы, отмечает Галлямов. В обращении 24 февраля 2022 года Владимир Путин назвал целью «демилитаризацию и денацификацию Украины». Он заявил о необходимости защиты жителей Донбасса от «геноцида» и отметил, что оккупация украинских территорий не входит в планы России.
Уже 3 марта Путин заявил: «Военная спецоперация идет по плану, строго в соответствии с графиком. Все поставленные задачи успешно решаются». Через полгода, в июле 2022-го, он уточнил, что «мы по большому счету всерьез [в Украине] пока еще ничего не начинали». В начале 2023 года динамику полномасштабной войны Путин охарактеризовал как «положительную». Через год его мнение изменилось: «Высших оценок [ходу войны] мы стараемся не давать. Но — удовлетворительно».
«Раз глобальные цели не достигнуты, власть придумывает другие цели. Например, недавно появилась информация, что Путин удовлетворен результатом войны, потому что теперь у России есть сухопутный мост в Крым. Это не объявлялось целью войны, но когда Трамп начал требовать прекращения огня, то Путина устроил мост».