Итак, произошло среднеожидаемое урегулирование ситуации, без вступления Украины в НАТО и военных баз США на ее территории, но и без радикального сокращения армии с каким-то компромиссным набором международных соглашений с гарантиями.
И вот сразу после этого Трамп выставляет полученные по соглашению с Украиной права на природные ресурсы на честный открытый рыночный аукцион. Условия оплаты: немедленно. Живые деньги. Лоты — какие угодно, можно раздробить на много мелких. Теперь предположите, сколько в подобных условиях реальные инвесторы были бы готовы заплатить за пресловутые «все природные ресурсы Украины»?
«Справедливая рыночная стоимость» природных ресурсов — не биржевая цена лежащих в земле разведанных запасов и даже не прибыль, которую можно получить из разницы между биржевой ценой ресурса и себестоимостью его добычи. «Справедливая рыночная стоимость» природных ресурсов – цена, которую инвестор готов заплатить сегодня за месторождение с учетом стоимости его разработки, стоимости денег во времени для подобной юрисдикции и уровня рисков (т. е. минимального размера прибыли, ради которой стоит заниматься проектом с таким уровнем рисков).
Риски весьма разнообразны: от падения цены на соответствующий природный ресурс до политических, военных и особенно коррупционных рисков. Уровень всех этих рисков и стоимость денег в Украине даже до 2014 года была столь высока, что разработка большинства обсуждаемых Трампом природных ресурсов была экономически нецелесообразна.
Сегодня ситуация, как минимум, не улучшилась.
При стоимости денег 30% (а это весьма оптимистичный минимум для вложений такого рода в Украину) 100 долларов чистой прибыли, полученной через 5 лет, стоят сегодня 27 долларов, 100 долларов чистой прибыли через 10 лет стоят сегодня 7,25 доллара А сроки разработки большинства месторождений измеряются десятилетиями. При стоимости денег 50%, которая действительно может многих привлечь в тему с таким количеством разнообразных рисков 100 долларов чистой прибыли через десять лет стоят сегодня 1,73 доллара. Иными словами, если в украинской земле лежат ресурсы биржевой стоимостью сегодня 500 млрд долларов, себестоимость добычи 300 млрд долларов, а средний срок добычи 20 лет, то не удивляйтесь тому, что по всем правилам рассчитанная западными аудиторами рыночная стоимость этого всего сегодня будет заметно ниже 10 млрд долларов.
Большинству инвесторов сложно поверить, что уровень рисков в Украине радикально снизится в ближайшие 5-10 лет. Наименее фантастический вариант такого снижения — назначение в Украину колониальной администрации из западных чиновников. Следующий по фантастичности — вторжение инопланетян. А инвесторов, пришедших на подобный аукцион завтра будет интересовать не образ «прекрасной Украины будущего», а риски на ближайшем горизонте.
С учетом всего изложенного на таком воображаемом аукционе по продаже прав по «соглашению Трампа» не может идти речи ни о 500 млрд, ни о 100 млрд, ни даже о 50 млрд долларов. Если бы в аукционе участвовали чисто рыночные игроки, преследующие строго экономические цели, то я бы очень удивился, если бы за все предусмотренные соглашением права удалось выручить даже 10 млрд долларов живых денег сегодня. Отдельные активы даже на самом честном аукционе за бесценок купят украинские бизнесмены. Просто потому, что для этих бизнесменов украинский уровень рисков привычен и они знают, как с ним работать. Большую часть не купит никто. Они бесценны — в смысле даром никому не нужны.
Конечно, можно предположить, что на подобный аукцион помимо инвесторов, преследующих чисто экономические интересы, могут выйти игроки, руководствующиеся интересами «стратегического» свойства. От Китая до суверенных фондов стран Персидского залива. Любые рассуждение о «стратегической безопасности» заведомо иррациональны с экономической точки зрения. Оценить степень такой иррациональности сложно, и это всегда спекулятивная оценка. Тем не менее, наверное, можно допустить, что при продаже всего единым лотом какой-то стратегический игрок и мог бы потратить десятки миллиардов – «чтоб было и другим не досталось».
Однако все это почти из области фантастики.
Не знаю, стоит ли считать «предложение Трампа» сознательным политическим ходом, который позволит обвинить Зеленского в недоговороспособности и срыве переговоров. Или же в логике Трампа наличие разрабатываемых американцами месторождений на территории какой-то страны выглядит единственной «настоящей» гарантией безопасности такой страны: американские активы США будет защищать с большим желанием, нежели чужие принципы.
Но нет ни малейших сомнений: «чистая приведенная стоимость» любых прав на все возможные украинские природные ресурсы здесь и сейчас измеряется единицами, при очень удачном раскладе – десятками миллиардов долларов, а совсем не теми цифрами, которые увлеченно обсуждает общественность.