Участников войны против Украины нужно привлекать не только к управлению государством, но и формировать из них новую культурную элиту России, заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она посетовала, что деятели искусства недостаточно «включились в патриотическую волну» после вторжения в Украину и что их «художественный отклик» «оказался, мягко говоря, сдержанным».
В связи с этим Матвиенко призвала создавать условия для прихода в литературу, театр, кино, музыку, изобразительное искусство и на ТВ участников войны. По мнению спикера, новой культурной элитой должны стать «талантливые люди, не понаслышке знающие о суровых буднях военных действий». «Это необходимо для духовного здоровья нашего общества. Это необходимо и самой культуре — для укрепления сродства, органической связи с настоящей, подлинной Россией», — заявила Матвиенко.
Она обратила внимание, что участники войны уже демонстрируют «стремительный рост творческой активности». С точки зрения Матвиенко, нужно сделать все, чтобы плоды их трудов стали известны «как можно большему числу россиян», поскольку сейчас в стране «недостаточно» произведений, посвященных войне, которые могли бы «прочно войти» в массовую культуру.
В самом начале вторжение в Украину осудили более 18 тысяч российских деятелей культуры. Впоследствии Кремль стал требовать от артистов, отказавшихся покидать страну, съездить в Донбасс и «покаяться», чтобы им разрешили выступать дальше, рассказывали «Медузе» участники музыкальной сцены. Работники киноиндустрии отмечали, что в России стало невозможно снимать фильмы без одобрения целого ряда организаций, включая ФСБ. Писатель Дмитрий Глуховский говорил, что сотрудников спецслужбы приставили к каждому телеканалу и стриминговой платформе, чтобы вычитывать сценарии, которые уже прошли внутреннюю цензуру. Однако не все готовы работать в таких условиях. Так, актер и продюсер Сергей Жигунов жаловался, что его пропагандистский сериал про Донбасс и «становление украинского национализма» отказались снимать 50 российских режиссеров.
Впрочем, фильмы о так называемой «специальной военной операции» не пользуются популярностью у россиян. Ранее в прокате провалилась картина «Свидетель», описывающая вторжение в Украину с позиций кремлевской пропаганды. Аналогичная участь постигла фильм «Позывной „Пассажир“», снятый по роману Александра Проханова «Убийство городов».
Несмотря на это, государство продолжает вливать деньги в такие проекты, организовывать провоенные культурные мероприятия и выделять под них лучшие площадки. Так, в феврале в Кремлевском дворце прошел этап передвижного фестиваля «Кино на службе Отечеству». Все показанные в рамках него киноленты были посвящены вторжению в Украину. Фестиваль посетил первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. Он вручил авторам благодарности от Владимира Путина и назвал «мощным оружием» произведения, которые «создаются с риском для жизни, под обстрелами». Примерно в то же время в Москве прошел фестиваль творчества «По праву памяти», где участники войны представили свои песни, стихи, эссе, видеоролики и рисунки.