Первая из двух статей Николая Митрохина о Русской православной церкви. Вторая – 23 февраля.
Текст подготовлен на основе многолетних бесед автора с епископатом, духовенством и работающими в церковных учрежденияхмирянами РПЦ и УПЦ. Эти беседы, включая проведенные в последние недели, проходили на условиях полной анонимности информантов
Также в статье использованы структурно-институциональный и биографический (просопографический) методы исследования. Автор благодарит двух рецензентов текста из церковной среды за содержательные замечания и дополнения к тексту.
За годы правления патриарха Кирилла у митрополитов в церкви стало меньше власти, а у церковного аппарата — больше. Но мало кто знает, как именно устроен аппарат РПЦ, и чьи решения имеют там наибольший вес.
Публикация подготовлена медиапроектом «Страна и мир — Sakharov Review» (телеграм проекта — «Страна и мир»).
Декабрьские решения
В конце декабря Священный синод РПЦ принял решение о «почислении на покой» бывшего «второго человека в РПЦ» и «наиболее вероятного преемника патриарха», а последние два года — митрополита Будапештского и Венгерского Илариона (Алфеева). Он известен как самый титулованный с точки зрения образования иерарх РПЦ — доктор богословия в Оксфордском университете. Иларион автор 45 книг (высокими гонорарами он объясняет наличие у него дорогой недвижимости в Европе) и плодовитый композитор современной духовной музыки, он считался церковным либералом, в 1994–2004 годах был в оппозиции неофундаменталистскому тренду в РПЦ.
Однако после возведения в епископский сан в 2001 году церковным либералам стало ясно, что прежде всего Иларион — чиновник патриархии. В этом качестве он стал приближенным Кирилла, а когда того выбрали патриархом, Иларион получил престижную должность главы Отдела внешних церковных связей (международные религиозные и общественно-политические связи), вторую по реальному весу в РПЦ. В этом качестве Иларион яро боролся за интересы Московской патриархии и в 2014 году рассматривался ею как возможный глава Украинской православной церкви (УПЦ). Этот план был пресечен новыми властями Украины (Илариону просто запретили въезд в страну, а сейчас он и группа руководителей ОВЦС под санкциями Совета национальной безопасности и обороны Украины) и вряд ли получил бы поддержку епископата УПЦ.
На этом же заседании Синод принял менее сенсационное для наблюдателей решение, удовлетворив повторные прошения об уходе на покой двух епископов из Владимирской области. Такие прошения епископы пишут подостижении 75 лет. На пост Владимирского митрополита Синод назначил митрополита Наро-Фоминского Никандра (Пилишина), викария патриарха. Ему всего 38 лет, и он сохранил пост главы Финансово-хозяйственного управления Московской патриархии, которое возглавляет с 2021 года.
Замена архиерея на одной из старейших и важнейших для РПЦ архиерейских кафедр — важное событие. Ее глава по традиции назначался из правоконсервативного епископата и становился представителем той части внутрицерковных консерваторов, которые поддерживают приоритет традиции русского монашества центральной России. Именно таким человеком предыдущий глава епархии, Тихон (Емельянов).
Как устроена РПЦ
Кажется, будто в РПЦ «все решает патриарх», который превратил её «в отдел при администрации президента России». На самом деле структура управления этой большой организацией (заявляется, что в ней около 50 тыс. приходов) весьма сложна. Она включает в себя блоки оперативного управления, утверждения оперативных решений, принятия и утверждения долгосрочных и стратегических решений от имени коллективного «тела церкви».
Оперативные решения разрабатывают и принимают внутрицерковные министерства — синодальные учреждения – и координирующий их работу Высший церковный совет (ВЦС) под управлением патриарха. Это относительно новая для РПЦ структура. Ее появление было частью административных реформ Кирилла, которые он провел, ставши патриархом в 2009 году.
Решения ВЦС, синодов православных церквей, входящих в РПЦ, отчеты глав ее синодальных учреждений, отчеты патриарха и решения Высшего церковного суда утверждаются на заседаниях Священного синода РПЦ. Обычно синоды проходят шесть раз в год и продолжаются один-два дня. В этот орган входят сам патриарх, два-три руководителя отделов патриархии, главы важнейших Церквей и крупнейших епархий в составе РПЦ. До мая 2022 года в их число входила и Украинская православная церковь. Теперь она считает себя самостоятельной. РПЦ с этим не согласна.
Кроме постоянных членов синода, в его работе принимают участие временные (на полгода) члены из числа провинциальных епископов разных стран. Синод — представительный орган, не автоматически штампующий решения, а обсуждающий как минимум часть из них. Он же утверждает различные регламенты, подготовленные аппаратом Московской патриархии (центральный управленческий орган) и касающиеся церковной жизни, а также обращения от имени РПЦ по общественно-политическим и социальным вопросам.
Синод принимает решения о назначениях и перемещениях всех епископов, кроме принадлежащих УПЦ. Тут тоже есть место для дискуссий, лоббирования и контрлоббирования. С начала 2020-х влияние патриарха Кирилла на синод значительно усилилось. Уже к 2021 году это привело к отказу главы УПЦ митрополита Онуфрия (Березовского) участвовать во многих заседаниях синода и вызвало ряд конфликтов между«синодалами».
Некоторые решения Священного синода и предложения общецерковного совещательного органа, Межсоборного присутствия, потом утверждаются архиерейскими и аоместными соборами. Архиерейские соборы проводятся примерно раз в четыре года, но график существенно сбит из-за ковида и войны. Последний архиерейский собор проводился в 2017-м. В 2023 вместо него было проведено неуставное архиерейское совещание. Так же поступили и в 2015 году, чтобы собрать тех архиереев, кто могут приехать в современных политических условиях.
Поместные соборы РПЦ объединяют всех епископов и делегации от епархий (включают епископа, священника и мирянина) и проводятся при выборе патриарха или иных чрезвычайно важных событиях.
Такая структура позволяет сохранять баланс между интересами центрального управленческого аппарата, объективно отражающего даже не российские, а московские и петербургские предпочтения, и интересами других структур и групп в церкви.
Самую почетную позицию в РПЦ занимают люди со статусом постоянных членов Священного синода. Однако зона их ответственности и реального влияния нередко пересекается с функциональными зонами контроля, например, глав общецерковных отделов. Пстоянный член синода, глава Санкт-Петербургской митрополии полностью ответственен за дела в своей митрополии и может повлиять на назначение епископа на какую-то кафедру в России или даже других странах. Но он будет вынужден выполнять некоторые распоряжения по части церковного образования, подготовленные и согласованные общецерковным отделом.
Патриарх Кирилл за время своего правления существенно подорвал власть митрополитов внутри России, настояв на разделении митрополий на несколько епархий. Теперь их главы формально подчиняются синоду, а не своему митрополиту, который является первым православным священником региона, но не административным руководителем всех епархий на его территории. У него остается лишь его «домен» — столица региона и часть районов области.
Влиятельные персоны в аппарате РПЦ
Патриарх Кирилл не только провел реформу общецерковного аппарата, инициировав создание ВЦС, Высшего церковного суда и Межсоборного присутствия, но и постоянно меняет его руководителей. Большинство нынешних руководителей ключевых отделов Московской патриархии занимают свою должность не более 3-4 лет. При патриархе (1990-2008) Алексии II (Ридигере) должность руководителя отдела или синодальной комиссии была почти пожизненной синекурой. Такие места десятилетиями занимали пожилые или совсем старые, заслуженные митрополиты или отдельные прорвавшиеся фавориты, оставлявшие должность только из-за крупных скандалов.
Став патриархом, Кирилл терпел такую практику лишь в не самых важных отделах и комиссиях примерно до 2016–2018 годов. Напротив, в ключевых отделах он сразу сделал ставку на молодых по церковным меркам людей. Он набирал их в своем окружении, из мелких чиновников центрального аппарата, или в провинции (до ковида патриарх совершал куда больше визитов, чем в настоящее время). За 15 лет своего правления Кирилл успелсменить круг руководителей ключевых отделов уже по 2-3, а то и 4 раза.
Нынешний глава ведущего в руководстве РПЦ управления делами патриархии со статусом постоянного члена синода, митрополит Воскресенский Григорий (Петров, 1974 г. р.) руководит им с октября 2023 года. Глава самого известного отдела – внешних церковных связей митрополит Волоколамский Антоний (Севрюк, 1984 г. р.) – с 2022 года. О митрополите Владимирском Никандре я сказал в начале статьи.
За 2023–2024 годы назначены новые руководители 8 из 21 синодальных учреждений (отделов, комиссий и комитетов). Лишь пятеро их глав сохранили свои должности на протяжении 10 лет.
Бывшие руководители этих учреждений отправляются в отставку или назначаются на должности епархиального уровня без перспектив дальнейшего участия в большой церковной политике. Избежать этого смог лишь бывший глава управления делами (2009-2019) митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий (Судаков). С момента назначения на оба поста (2009) он остаётся постоянным членом Священного синода.
Митрополит Григорий после назначения главой управления делами патриархии, почти мгновенно (по меркам РПЦ) получил множество должностей, к которым его коллеги шли десятилетиями. Но всерьез его как влиятельную фигуру в церкви не рассматривают. Куда влиятельней его заместитель, архиепископ Звенигородский, викарий патриарха Савва (Тутунов, 1978 г. р.), с 2010 года возглавляющий контрольно-аналитическую службу Московской патриархии. Его считают серым кардиналом церковной политики.
Архиепископ Савва занимается проверками жалоб на епископат со стороны духовенства и мирян, контролирует деятельность духовенства и может прямо или косвенно влиять на множество назначений. Уроженец Франции, выросший в семье московских православных художников – эмигрантов, он из-за иностранного гражданства не имеет шансов на высшие посты в РПЦ (по крайней мере в нынешней политической ситуации). Но входит в «тайный кабинет», принимающий ключевые кадровые и административные решения.
В отличие от прочих теневых администраторов вокруг патриарха, архиепископ Савва в последние годы начал проявлять политическое лицо: в его телеграм-канале несложно найти заявления общественного звучания. Савва полностью солидаризуется с провоенной и русско-националистической позицией патриарха и той частью его идеологического окружения, которая де-факто придерживается взглядов, похожих на классический фашизм межвоенной Европы — мистический, романтизирующий нацию, вождистский и агрессивно-воинствующий.
В сравнении с ним проимперские и антизападные взгляды митрополита Крымского Тихона (Шевкунова), который в системе официальных синодальных органов занимает скромный пост главы патриаршей Комиссии по культуре, кажутся умеренно-консервативными. Но у него с церковной точки зрения есть один недостаток: более чем устойчивая репутация «лубянского» архиерея.
В РПЦ спокойно принимают ситуацию, когда кто-то из духовенства становится «агентом КГБ». Иначе церковь как административная система просто не смогла бы функционировать в советских условиях. Но в РПЦ не любят, когда «агент КГБ» становится священником и тем более епископом. Именно поэтому Тихон при всех его многочисленных достоинствах (прекрасный организатор, талантливый литератор, неглупый человек, умеющий хорошо себя позиционировать в медиа) всегда получает следующие иерархические позиции с очень большим опозданием и явно под сильным давлением государства. Это одна из причин, почему Тихона уже давно держат подальше от Москвы и от позиций, прямо влияющих на возможность войти в состав Священного синода.
«Тайные кабинеты» патриарха
Внутри аппарата Московской патриархии у патриарха есть как минимум два «тайных кабинета». Первый — стихийно образовавшаяся в начале 2010-х и юридически оформленная с 2022 года «редакционная комиссия Межсоборного присутствия» под руководством патриарха, в которую помимо Саввы (Тутунова), входят глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества (ОВЦО) Владимир Легойда и бывший зампредседателя ОВЦС (2009-2022), а ныне советник патриарха протоиерей Николай Балашов.
Второй, намного более важный «тайный кабинет», — личный секретариат патриарха, обычно остающийся вне внимания публики и прессы. Им с 2014 года руководит классический церковный аппаратчик с младых ногтей, епископ Раменский и патриарший викарий Алексий (Туриков, 1984 г. р.).
Алексий — сын московского священника, служившего в храме на Арбате, внук известного архидиакона Троице-Сергиевой лавры 1940-1950-х годов Сергия Турикова, который перебрался в столицу из Петербурга в начале 1920-х. Вероятнее всего, он приехал вместе с большой группой молодых петербургских архиереев, которая в 1927 году возглавила Московскую патриархию и руководила ею до начала 1970-х. Представители петербургского церковного клана, в основном из потомственных семей священников, вместе с частью стержневого московского духовенства до сих пор образуют кадровое ядро Московской патриархии: 4 из 6 патриархов московских в XX и XXI веках представляли это ядро.
В 2020-м году Алексий во внутриаппаратной борьбе «съел» многолетних помощниц патриарха во главе с руководительницей Службы делопроизводства и архива Московской патриархии монахиней Серафимой (Пиковой), которую в церкви не любили за безаппеляционность. Их буквально отправили работать «на коровник» в одном из подмосковных монастырей — по слухам, за «прокол» с награждением митрополита Вологодского, отказавшегося от награды. Теперь Алексию (Турикову) помогают насельницы Богоявленского Анохина монастыря в Истринском районе Подмосковья. Его настоятельница придерживается «наумовской» традиции.
«Наумовцы» — последователи старца Наума (Байбородина, 1927-2017) из Троице-Сергиевой Лавры. Это внутрицерковное радикально-фундаменталистское духовное движение. В духовенстве РПЦ многие считают его тоталитарной сектой, которая культивирует практики безоговорочного послушания и исполнения распоряжений духовных авторитетов. «Наумовцы» — радикальные и даже жесткие русские этно-националисты с политическими амбициями, презиравшие даже Кирилла как прокатолического либерала. В последние годы их позиции сблизились.
Один из двух-трех наиболее заметных лидеров «наумовцев», Василий (Кулаков, 1971 г. р.) в 2023 году занял пост митрополита Екатеринодарского и Кубанского. Это одна из крупнейших и богатейших епархий РПЦ. Он получил кафедру, которой управлял очень близкий Кириллу митрополит Исидор (Кириченко), скончавшийся в 2022 году от ковида представитель петербургского церковного клана и глава общецерковного суда. Эту кафедру по году занимали крупные фигуры, затем выдвинутые на общецерковный уровень и ставшие постоянными членами синода: упоминавшийся выше глава управделами патриархии митрополит Григорий (Петров) и нынешний митрополит Крутицкий и Коломенский Павел (Пономарев). Для Василия Екатеринодарская кафедра тоже может стать трамплином, подбрасывающим к высшим позициям в церковной иерархии.
В административном и идеологическом плане Московская патриархия — не группа, выполняющая желания патриарха или тем более Кремля (кремлевских распоряжений никто не видел), а сложно устроенный штаб огромной религиозной (и де-факто общественной) организации, который обеспечивает её существование в качестве единого целого. Патриарх пытается организовать штаб наиболее удобным и эффективным для себя образом, для чего реформирует структуру аппарата – и нарушает порядок и баланс сил, существовавший внутри церковной верхушки десятилетиями.
Но один человек, даже главный и с помощниками, не в силах полностью подчинить себе систему церковного управления. Часть новых кадров оказывается несоразмерной новым должностям или не разделяет идеологические и внутрицерковные взгляды патриарха.
Членство в религиозной и общественной организации — дело добровольное. И тут всегда есть риск, что если «пережмешь», то кто-то «выйдет из чата», как глава УПЦ митрополит Онуфрий или глава Латвийской православной церкви митрополит Александр (Могилев), либо пригрозит этим, как глава Православной церкви Молдовы митрополит Владимир (Кантарян). Все это объективно ограничивает и всевластие патриарха над церковью (она декларирует соборность — демократию в принятии важнейших решений), и возможности российского государства влиять на нее.
Во всяком случае, за пределами страны.