Иностранные компании, ушедшие из России после начала войны в Украине, пока не поднимали тему своего возвращения, заявил вице-премьер РФ Денис Мантуров. Он уточнил, что речь идет о тех инвесторах, которые сохранили право на обратный выкуп активов. «В каких-то, действительно, договорах продажи своих долей были заложены условия опционов. Но эти условия никто, свои решения, не обсуждал даже предварительно по возврату», — сказал он (цитата по «Интерфаксу»).
Мантуров напомнил, что те, кто покинул Россию после 2023 года, уже вряд ли смогут выкупить свои активы, поскольку для них президент Владимир Путин ограничил срок действия опционов одним годом. По словам вице-премьера, теперь при желании вернуться им надо будет обсуждать условия «с нуля». Мантуров также подчеркнул, что обратно примут только те иностранные компании, в которых заинтересована страна. В их числе он назвал Boeing. «Мы будем рассматривать каждый случай в отдельности и с тем, с кем нам выгодно сотрудничество, будем находить решения», — пояснил он.
Ранее в Кремле заявили, что не располагают информацией о намерении иностранных компаний возобновить работу в стране. «Мы, честно говоря, не видели каких-то сообщений со ссылкой на сами западные бренды, что они собираются возвращаться в Москву», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он добавил, что такие шаги будут только приветствоваться, поскольку конкуренция с российскими производителями — «в интересах российских потребителей».
Слухи о якобы массовом желании зарубежных компаний вернуться на российский рынок начала распространять пропаганда на фоне переговоров президента США Дональда Трампа с Путиным об окончании войны в Украине. Так, телеграм-канал Shot без ссылки на источники сообщил, что такие планы есть у Boeing. Американская компания якобы готовится разрешить российским перевозчикам закупать самолеты и возобновит поставки запчастей. Этот же паблик написал, что обратно в Россию собрался японский ретейлер одежды Uniqlo. А еще один пропагандистский канал Mash со ссылкой на неназванные источники сообщил об аналогичных намерениях у испанской Inditex (бренды Zara, Bershka, Pull& Bear, Stradivarius). В самой компании отказались комментировать эти слухи и напомнили о продаже местного бизнеса ливанской группе Daher осенью 2022 года. Также об отсутствии планов возобновлять бизнес в России заявил шведский ретейлер одежды H&M.
Статью под громким заголовком «McDonald’s — к концу года. Названы компании, которые могут вернуться в РФ» выпустили «Аргументы и факты». На деле оказалось, что это всего лишь мнение одного из политологов, который заявил, что вместе с американской сетью фастфуда можно ждать PepsiCo, Coca-Cola, Apple, Microsoft, Cisco, Johnson & Johnson, Nike и Ford.
В свою очередь в Госдуме пообещали возвращение международных платежных систем Visa и MasterCard. Глава финансового комитета Анатолий Аксаков заявил, что они «потеряли большой рынок» и «будут стремиться» снова в него войти. Когда это произойдет и на чем основываются прогнозы, депутат не уточнил.
Пока публично допустил возвращение в Россию только гендиректор Renault Лука де Мео. «Думаю, лучше смотреть в будущее, чем догонять прошлое — но мы люди бизнеса. Когда вы видите бизнес-перспективу, ее нужно ловить», — сказал он в интервью Financial Times. В другом автоконцерне, южнокорейском Hyundai Motor, напротив, заявили об отсутствии таких планов.