Соединенные Штаты могут выйти из международных инициатив по привлечению России к ответственности за вторжение в Украину. Об этом пишет The Telegraph со ссылкой на западных чиновников. По словам источников издания, на встрече «Основной группы» стран, занимающихся созданием трибунала по аналогии с Нюрнбергским процессом, Вашингтон отказался называть Россию «агрессором». Ранее администрация Дональда Трампа также не поддержала планируемое заявление G7, приуроченное к третьей годовщине войны, в котором Россия также названа «агрессором».
Европейские чиновники выражают обеспокоенность тем, что такая позиция администрации Трампа может создать условия, при которых Владимир Путин сможет избежать ответственности в рамках возможного мирного урегулирования. Это ставит под сомнение подготовку к заключительному заседанию «Основной группы» в марте. Данная коалиция из 40 стран работает над созданием Специального трибунала по преступлению агрессии против Украины.
Для успешной работы трибунала требуется, чтобы США и другие страны поддержали Украину и предоставили специальному уголовному суду юрисдикцию для рассмотрения дел как против виновных в преступлении агрессии, так и против лиц, причастных к нему. Международный уголовный суд в Гааге не имеет полномочий преследовать за преступление агрессии. «Если США не признают факт агрессии, они не смогут участвовать», — цитирует The Telegraph одного из чиновников.
Если Вашингтон действительно выйдет из инициативы, это нанесет серьезный удар по международной репутации и перспективам проекта, сказал другой чиновник. «Это довольно радикальный шаг. Переписывать историю и делать вид, что Россия не начала эту войну, — это то, с чем мы просто не можем и не согласимся», — заявил европейский дипломат изданию.
США пока официально не отказались от участия в обсуждениях и, как ожидается, будут присутствовать на следующем заседании в марте в Страсбурге. Тем временем европейские столицы уже начали переговоры о возможных последствиях краха проекта, если Вашингтон окончательно откажется от него, информирует The Telegraph.
Преступление агрессии подразумевает инициирование и ведение агрессивной войны. Обвинения в таком преступлении могут быть предъявлены исключительно высшему руководству государства. В случае с Россией — это Владимир Путин. Военные преступления и преступления против человечности, в отличие от преступления агрессии, могут совершаться участниками вооруженного конфликта независимо от их звания и принадлежности к той или иной стороне.
Сложившаяся ситуация подчеркивает серьезное расхождение в подходах между администрациями Джо Байдена и Дональда Трампа, отмечает издание. Так, Байден ранее называл Путина «военным преступником» и поддерживал международные заявления, в которых Россия была обозначена государством-агрессором. Однако при Трампе риторика Вашингтона изменилась: в ходе дискуссий с международными партнерами американская сторона настаивает на использовании термина «украинский конфликт» вместо формулировки «российская агрессия». В отчете Госдепартамента о встрече госсекретаря США Марко Рубио с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым война дважды упоминается как «конфликт в Украине».
Кроме того, Трамп в последнее время неоднократно критиковал Владимира Зеленского, называя его «диктатором» и утверждая, что его рейтинг якобы составляет всего 4%. Он также обвинял украинского президента в срыве сделки по редкоземельным металлам и говорил, что Зеленский намеренно затягивает военные действия, чтобы продолжать получать финансовую помощь от Запада. Более того, Трамп неоднократно заявлял, что ответственность за начало войны лежит на Украине.