Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Путину предложили вывозить газ из России на атомных подлодках

Минобороны РФ

Президент России Владимир Путин счел перспективной идею создания атомных подлодок для перевозки сжиженного природного газа (СПГ). Он сообщил на Форуме будущих технологий, что впервые услышал об этом от президента «Курчатовского института» Михаила Ковальчука «пару лет назад» и отнесся к его словам скептически, но затем поменял мнение. «Я сказал: „Ну, ладно, не болтай, на подводных лодках газ будем возить что ли?“ Ничего подобного. „Газпром“ и „Новатэк“ считают, что это вполне возможно и рентабельно будет, и эффективно», — отметил Путин.

Он обратил внимание, что перевозить огромные резервуары с СПГ «достаточно опасно», поскольку может случиться взрыв, но заверил, что «под водой все по-другому». «Это — будущее, конечно. И вполне реализуемое», — констатировал Путин. Традиционные СПГ-танкеры стали недоступными для российских компаний из-за западных технологических санкций, введенных после начала войны в Украине.

Ковальчук ранее презентовал конкретный проект, согласно которому 360-метровая подлодка-газовоз будет иметь вместимость около 180 тысяч тонн и осадку не более 14 метров. По задумке, судно оснастят тремя ядерными реакторами «Ритм — 200», которые обеспечат работу трех гребных электродвигателей мощностью по 30 МВт каждый. Ковальчук уверял, что за счет отсутствия контакта со льдом газовоз сможет развивать скорость до 17 узлов, что сократит время рейса по Северному морскому пути с 20 до 12 суток.

В ноябре 2024 года глава «Курчатовского института» сообщил о заключении договора с «Газпромом» «на проработку проекта». Он отмечал, что газовоз будет представлять собой «подледный челнок», который сможет «всплывать, когда и где надо», и даже «быть беспилотным», но тогда придется «сделать реактор необслуживаемым». По словам Ковальчука, подлодка обеспечит круглогодичную транспортировку газа в арктическом бассейне независимо от гидрометеорологических условий.

Между тем ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков усомнился в способности российских специалистов реализовать проект. «Основная проблема для нашего судостроения — это не лед… Мы не умеем делать суда для перевозки СПГ, у нас пока нет технологии специальных мембран, которые удерживают СПГ непосредственно в этой емкости», — сказал он в комментарии BFM.

Помимо этого Юшков обратил внимание на огромные габариты газовоза, отметив, что подводные лодки такого размера в России еще не делали. Если же его уменьшать, то нужно будет строить больше таких судов, чтобы это имело смысл, а отечественные верфи «загружены заказами на несколько лет вперед», отметил эксперт. Юшков также не исключил, что для создания такого «подводного монстра» понадобится специальная новая верфь. 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку