Россияне могут остаться без большого количества иностранных товаров на отечественных маркетплейсах, если власти обяжут продавцов проходить аутентификацию через «Госуслуги», заявили в объединенной компании Wildberries и Russ. «Принятие этой нормы приведет к резкому сокращению предложения иностранных товаров на российских площадках и создаст преференции для иностранных маркетплейсов. В случае с Wildberries данная дискриминационная инициатива также заблокирует все международное развитие компании», — заявил представитель компании РБК. Он добавил, что аналогичная ситуация сложится и у других крупных игроков российской электронной торговли.
15 февраля правительство внесло в Госдуму законопроект «О создании государственных информационных систем по противодействию правонарушениям (преступлениям), совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий», который формально направлен на борьбу с кибермошенничеством. В рамках инициативы предлагается обязать пользователей интернет-платформ проходить идентификацию через «Госуслуги», чтобы разместить предложение купли-продажи товара или услуги. Предполагается, что мера затронет площадки, доступ к которым в течение суток имеют более 200 тыс. пользователей из России. Однако для большинство иностранных продавцов аутентификация через «Госуслуги» недоступна, в том числе из-за нахождения за рубежом, преимущественно в Китае, отметили в Wildberries. При этом случаи несанкционированного доступа третьих лиц в личные кабинеты покупателей или продавцов единичны, подчеркнули в маркетплейсе.
В Avito — одной из крупнейших досок объявлений в рунете — также обеспокоены новой инициативой. «Законопроект предполагает, что любой пользователь, перед тем как продать свои джинсы или детскую коляску на сайте объявлений, должен будет пройти верификацию через "Госуслуги". По результатам внутренних опросов наших пользователей есть большая вероятность, что ради единичных продаж более половины граждан откажутся проходить такую верификацию», — отметил представитель площадки. По его словам, 40% отказавшихся от Avito продавцов пойдут в соцсети и мессенджеры, что негативно отразится на безопасности персональных данных. Согласно оценке Avito, аккаунт на «Госуслугах» имеют менее 50% субъектов малого и среднего предпринимательства, поэтому им необходимо предоставить возможность проходить верификацию альтернативными способами, например через банковские ID и реквизиты.
Представители Wildberries и Avito выразили готовность вместе с властями искать «более сбалансированные решения, учитывающие интересы рынка, потребителей и государства». Представители Ozon, «Яндекс Маркета» и «МегаМаркета» не комментировали инициативу.