Перепечатка. Впервые опубликовано на VPost.
Официальное вступление Дональда Трампа в должность президента создало такое число информационных поводов, что оно сравнимо разве что с потоком известий, возникающих с началом региональных или глобальных войн. Ко многим из новостей, связанных с Трампом и его командой, есть основания относиться не только критически, но и попросту игнорировать их, по крайней мере до поры до времени.
Известно, что значительная часть планов нынешнего американского лидера остается строго в вербальном пространстве, не воплощаясь в какие-либо реальные действия. К примеру, намерение включить в состав США Гренландию и Канаду звучало шокирующе, но ни в какие конкретные действия не трансформировалось. По крайней мере, пока.
Однако кое-что из запланированного Трамп и его визирь Илон Маск уже воплощают – в виде грандиозных преобразований, по бескомпромиссности сравнимых именно с войнами. Трамп объявил войну нелегальной иммиграции и американскому федеральному правительству. О борьбе новой администрации с глубинным государством и пойдет речь в этом тексте. Потому что пока соответствующие действия указывают на серьезный непрофессионализм команды реформаторов.
В частности, Илон Маск приступил к реформе американского федерального правительства, основным шагом которой стало сокращение размера бюрократического корпуса. Вполне ожидаемо, что жертвами этой реформы стали те, чьи контракты с властями легче всего разорвать. Это работники, находящиеся на испытательном сроке, и, в меньшей мере, обладатели срочных контрактов.
На первый взгляд в отставку сейчас уходят те, у кого мало опыта, поэтому большой потери в эффективности работы федеральной бюрократии можно не опасаться. На самом деле это совсем не так. Во-первых, продолжительность испытательного срока в американском чиновничестве часто составляет два года. И те, кто работает пусть и меньше двух лет, но уже давно не первый месяц, могут быть ключевыми сотрудниками своих подразделений. Их могли нанять в связи с выходом на пенсию или переходом на другую работу старых сотрудников, т. е. в качестве поколенческого обновления соответствующего подразделения. И, хотя время испытательного срока для них еще не закончилось, они уже могли овладеть всеми ключевыми компетенциями, став незаменимыми для того или иного отдела или департамента. Во-вторых, испытательный срок порой проходят и те, кто перешел на смежные или начальственные должности.
Поэтому под сокращение сегодня определенно попадают те, чья работа крайне важна для функционирования федеральной бюрократии. Напротив, те, кто работает на основании бессрочных контрактов, затронуты увольнениями в меньшей мере. Однако среди них наверняка достаточно тех, чья эффективность заставляет желать лучшего.
Поэтому из рядов американской бюрократии сегодня изгоняются те, чьи контракты не дают возможностей эффективно защищаться от увольнения через суд. И поэтому вал таких увольнений вряд ли приведет к лавине судебных исков к федеральному правительству. Да, сегодняшние сокращения уменьшают для властей США судебные издержки
Однако никакого отношения к справедливости и эффективности такой подход не имеет. Скорее, пока американская федеральная бюрократия теряет свою функциональность. Например, в рамках текущей кампании увольнений были сокращены инспекторы, занимающиеся мониторингом американского ядерного арсенала.
Нельзя исключать, что потеря функциональности бюрократии рано или поздно вызовет шквал недовольства, в результате чего реформу придется остановить, а то и вовсе отказаться от планов по оптимизации американской бюрократии.
В целом же эта реформа представляет собой пример плохо подготовленного преобразования, которое в лучшем случае оказывается бесполезным, а в худшем приносит больше вреда, чем пользы. В российской практике таких инициатив было предостаточно. Можно вспомнить хотя бы реформу российской полиции, которая преимущественно закончилась сменой полицейской униформы, однако почти не затронула ключевых недостатков в повседневной работе правоохранителей.
Так как такого рода реформы в мировой практике встречаются часто, специалисты в сфере госуправления время от времени предлагают подходы, потенциально позволяющие уменьшить риск провала реформ. Например, в прошлом десятилетии Школой управления им Кеннеди при Гарвардском университете был разработан протокол реформирования PDIA. PDIA включает в себя несколько важных шагов, но в этом тексте мы сфокусируемся лишь на одном из них.
Подход настоятельно рекомендует не начинать преобразования с полномасштабной реформы. То есть как раз не делать того, что сейчас делают Трамп с Маском. В противном случае ошибки, которые заложены в первоначальном плане преобразований, сразу же масштабируются на всю реформируемую сферу.
Для начала следует провести эксперимент только в какой-нибудь небольшой функциональной единице, например, в отдельном федеральном агентстве. В случае получения негативных результатов эксперимент останавливается, план преобразований корректируется, после чего реформа возобновляется. Для американской федеральной бюрократии, отличающихся неоднородностью – очевидно, что работа ФБР отличается от Департамента лесного хозяйства - таких микро-экспериментов должно было быть несколько.
После нащупывания на основе таких экспериментов оптимальных схем преобразований, реформа начинает масштабироваться, захватывая уже целые области госуправления. В итоге преобразованиям подвергается вся система федеральной государственной власти.
При такой организации реформы сокращения в федеральной бюрократии должны были начаться много месяцев спустя, а не через пару недель после официального вступления Дональда Трампа в должность президента.
Вполне возможно, что таким образом Маск, не учтя специфику государственной службы, попробовал трансплантировать решения, пригодные для его бизнес-проектов. Возможно, именно в его компаниях на основе бессрочных контрактов работают наиболее эффективные сотрудники, а остальных более или менее безболезненно можно заменить искусственным интеллектом.
Однако организации в экономике отнюдь не однородны - их отличает разнообразие. И выявляется это разнообразие в том числе при помощи применения низовых подходов к организации реформирования, таких как PDIA. О которых Маск не знает. Или, в силу своих особенностей, не хочет знать, излишне доверяя своим управленческим способностям. Простое сокращение ресурсов в сфере государственных услуг нередко приводит не к росту эффективности, а к потере этой сферой своей функциональности.
С высокой вероятностью команда Трампа движется именно к этому результату.