Итальянский банк UniCredit — один из последних западных банков, продолжающих работать в России, — планирует свернуть российский бизнес, даже если война с Украиной завершится. Об этом заявил Financial Times главный исполнительный директор кредитной организации Андреа Орсел.
«Наше намерение уйти из России абсолютно ясно. Мы уходим и завершим это, мы не можем вернуться», — сказал Орсел.
По его словам, за три года военных действий и санкций банк рассмотрел несколько серьезных предложение о продаже российской «дочки», но санкции и «другие сложности» не позволили провести сделку.
Завершение войны, если состоится, не затормозит, а ускорит ухода UniCredit с российского рынка, подчеркнул Орсел: «Если произойдут изменения в политике, наши возможности по продаже (российской „дочки“) за справедливую цену улучшатся, поскольку ситуация нормализуется для всех с обеих сторон».
ЮниКредит Банк уже сворачивает операции в России, которые, впрочем, продолжают приносить ему прибыль — более 500 млн евро в прошлом году. В январе банк прекратил внешние переводы в евро, следуя предписанию Европейского ЦБ, который потребовал от UniCredit втрое уменьшить бизнес в РФ к 2025 году. Аналогичное требование получил Райффайзенбанк — крупнейший из остающихся в России западных банков.
Группа UniCredit пришла на российский рынок в 2005 году: на фоне экономического бума, вызванного ростом цен на нефть, она купила долю в Московском международном банке. Один из старейших в России, в 2007 году он был переименован в ЮниКредит Банк, а к концу 2021 года вошел в топ-20 в стране по размеру активов и был включен Центробанком в перечень системно значимых кредитных организаций (СЗКО).
После начала войны UniCredit, как и другие банки, объявил о планах избавиться от российского бизнеса. Продать «дочки», впрочем, удалось немногим: французской группе Societe Generale, нидерландскому ING и американскому Goldman Sachs.
Совокупные активы иностранных кредитных организаций в РФ на начало 2024 года составляли лишь $66 млрд. Это вдвое ниже, чем в довоенном 2021 году ($119 млрд), и почти вчетверо меньше рекорда, установленного в 2012 году ($239 млрд). Бизнес западных банков в России сжался до уровней позднего СССР: в конце 1980-х их активы оценивались в $40 млрд, а в последние годы брежневского «застоя» — в $10 млрд.