ЕКАТЕРИНБУРГ, 19 фев (Рейтер) - Массовое использование дипфейков киберпреступниками в России было зафиксировано в 2024 году, сказал Евгений Касперский, один из основателей и глава компании «Лаборатория Касперского».
Дипфейк (deepfake, от deep learning — глубокое обучение и fake — подделка) — синтез правдоподобных поддельных изображений, видео и звука, созданный при помощи искусственного интеллекта.
«Третье, то что мы зафиксировали в прошлом году, - массовое использование дипфейков. То есть, до этого тоже было, но немного. Массовые голосовые сообщения, которые подделываются под кого-то. Моим сотрудникам звоню вроде как я, и прошу их что-то там сделать. Это не только у меня в компании, это везде», - сказал Касперский, выступая на Уральском форуме ЦБР по кибербезопасности.
«Что любопытно, массово это началось в Латинской Америке. Обычно, как бывает, - российские киберпреступники впереди планеты всей. Сначала российские киберпреступники изобретают новые технологии, внедряют их, а потом начинают все остальные пользоваться. В данном случае наши учились у латиноамериканцев», - добавил он.
Глава ЦБР Эльвира Набиуллина спросила у Касперского, что делать с использованием дипфейков киберпреступниками. Он ответил, что расширение использования дипфейков произошло не только в РФ, но и по всему миру, и посоветовал посмотреть, как другие страны решают эту проблему.
Минцифры и МВД планирует сделать использование дипфейков отягчающим обстоятельством при киберпреступлениях.
Касперский подтвердил выводы ЦБР о том, что телефонное мошенничество становится все более агрессивным.
«Согласно нашей телеметрии, в 2023 году в России мошенники дозвонились примерно до 43% всех телефонов. А в прошлом году, в 2024 году - более 60%. То есть, во-первых, больше у них активность, но одновременно с этим стоит отметить, дозвонились пока еще не до всех», - сказал он.
Как и ЦБР, Касперский отметил, что в прошлом году произошла массовая миграция мошенников в мессенджеры.
«Мошенники нашли для себя новую нишу, когда им нужно звонить не через телефонные номера обычные, а через интернет на мессенджеры. И вот с ними здесь бороться сложнее», - сказал он.
Также кибермошенники чаще стали принуждать жертв устанавливать вредоносное программное обеспечение.
«То есть, звонок используется как предлог для того, чтобы вам подсунуть в телефон что-то зловредное», - сказал Касперский.
(Олеся Астахова, Елена Фабричная. Редактор Дмитрий Антонов)