Платежные системы Visa и Mastercard, покинувшие Россию после начала вторжения в Украину, в скором времени снова откроют в стране свой бизнес, заявил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
«Я думаю, что они в ближайшее время вернутся и будут предлагать свои услуги. Потому что они потеряли большой рынок и будут стремиться войти в этот рынок», — сказал парламентарий. По его мнению, этим компаниям «будет сложнее», так как россияне «уже привыкли» к новым сервисам — в частности, к Национальной системе платежных карт (банковские карты «Мир» и система быстрых платежей СБП), которая «показала технологичность и эффективность».
Аксаков добавил, что карты Visa и Mastercard россиянам пригодятся для проведения платежей в страны Европы и Америки, так как это международные системы. «При этом вхождение на российский рынок у этих систем будет проходить не просто из-за того, что мы уже привыкли опираться на свою платежную систему», — повторил он.
Visa и MasterCard объявили об уходе из России весной 2022 года после начала войны в Украине. Реакцией на это стал освоенный россиянами «карточный туризм». Одно из его главных направлений — Казахстан, в котором с 2022 года возник ажиотажный спрос на карты местных банков среди граждан РФ. Только за июнь–июль 2022 года для них выпустили 50,7% карт от общего годового объема эмиссии пластика. С помощью иностранных карт россияне могут свободно расплачиваться за рубежом, например, в ЕС. Интерес соотечественников к «карточному туризму» усилился на фоне проблем с использованием карт UnionPay из-за санкций против «Газпромбанка» и трудностей с обменом старых долларов за рубежом.
Впрочем, из-за того же усиления антироссийских санкций лишь в январе по меньшей мере шесть казахстанских банков ограничили выпуск карт для нерезидентов, включая россиян. Речь идет о Halyk Bank, Евразийском банке, «Нурбанке», казахстанской «дочке» ВТБ, а также Home Credit Bank (дочерней структуре чешской группы PPF) и Kaspi Bank.
Осенью 2024 года The Wall Street Journal писало, что эти системы россиянам заменили операции через привязанный к курсу доллара стейблкойн тезер (tether, или USDT). По данным издания, там, где США ограничили доступ к долларовой финансовой системе — в России, Иране, Венесуэле, тезер фактически сформировал параллельную финансовую систему. Этим пользуются в том числе российские олигархи и торговцы оружием, которые с помощью USDT «переправляют деньги за границу, чтобы купить недвижимость и заплатить за подсанкционные товары».