Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Власти заставили «Яндекс» больше миллиарда раз бесплатно прокрутить рекламу отправки на войну

Ярослав Чингаев / Агентство «Москва»

Российские власти заставили одну из крупнейших технологических компаний страны — «Яндекс» работать в интересах продолжения войны в Украине. В 2024 году IT-гигант через собственную рекламную сеть показал пользователям своих сервисов и на других крупных ресурсах рунета рекламу службы по контракту в российской армии более 1 млрд раз. Это следует из отчета «Яндекса», на который обратила внимание «Верстка».

Крупнейшими «рекламодателями», которые размещали объявления об отправке на войну, оказались Министерство цифрового развития РФ, а также Московская и Тюменская области. При этом все сообщения маркировались как «социальная реклама» и появлялись в рунете бесплатно в рамках 5%-ной квоты. В 2023 году Минцифры через этот же механизм прокрутило в «Яндексе» рекламу службы по контракту более 200 млн раз. Таким образом, в прошлом году число показов увеличилось пятикратно. После вторжения Украины в Курскую область показы выросли в 2–3 раза, следует из отчета «Яндекса». Установить точное число кликов по баннерам невозможно. Однако, согласно примерным подсчетам «Верстки», пройти по этим объявлениям могли от 1 до 5 млн раз. При этом рекламные алгоритмы «Яндекса» помогают подбирать аудиторию, которая вероятнее всего откликнется на объявление. Часть рекламы была таргетирована на постсоветские страны. Так, к примеру, рекламные сообщения правительства Московской области набрали более 12,6 млн показов в Узбекистане, Кыргызстане, Казахстане, Беларуси, Азербайджане и других странах, где активно пользуются сервисами «Яндекса».

В январе 2025 года Минцифры через рекламную сеть «Яндекса» уже собрало 263 млн показов объявлений о службе по контракты. Только за один месяц ведомство разместило столько же рекламы, сколько за первые 7,5 месяцев 2024 года. В рекламных сообщениях Минцифры чаще всего привлекает россиян на войну, обращаясь к чувству патриотизма (73% случаев), обещая «высокий социальный статус» (55%) и предлагая стать «героем» для страны (39%). В рекламе регионов основной упор сделан на размер выплат (86% объявлений) и льготы (73%). Так, в Тюменской области предлагают «2 000 000 сразу», а в Тульской — зарплату «от 5 млн руб. в год». Ссылки в объявлениях Минцифры ведут на сайт Госуслуг, где есть сервис для отправки заявлений на подписание контракта.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку