Трудности в расчетах во внешней торговле, кажется, нарастают, несмотря на всю изобретательность российского бизнеса. В январе импортеры не смогли оплатить поставки товаров на сумму до $5,4 млрд, следует из предварительной оценки платежного баланса и комментария Центробанка к ней. На столько за месяц выросли внешние обязательства, и произошло это «в основном в результате изменения задолженности по незавершенным внешнеторговым расчетам», отмечает ЦБ. При этом сам импорт в январе был большим: $23,9 млрд, или на 11,4% больше, чем в январе 2024 г. ($21,4 млрд). Таким образом, проблемы с оплатой могли коснуться примерно пятой части импорта.
Расчеты по внешнеторговым сделкам – головная боль российского бизнеса. Многие из тысяч опрошенных Центробанком предприятий назвали среди главных проблем кадровую, а также «сложности в расчетах за поставки по международным контрактам». В конце прошлого года, после введения санкций против более 50 российских банков во главе с Газпромбанком (они вступили в силу 19 декабря) налаженные схемы разрушились, цепочки платежей во многих случая удлинились и сроки расчетов выросли еще больше, признают импортеры.
Проведение оплаты между Россией и Казахстаном может занимать до двух месяцев, с ОАЭ средний срок 10-14 дней, рассказывал директор европейско-азиатского направления «ПЭК: Global» Геннадий Чичин. «Раньше был прямой канал платежей в Европу по старому контракту, а сейчас пришлось прогнать деньги за детали для станков через две республики Средней Азии, Гонконг, Польшу, Балтию и Италию», – рассказывает один из импортеров. Не по всем агентским схемам платеж оформляется как экспортный, добавляет руководитель компании платежного агента. Например, все больше распространяются схемы трансграничных платежей через неттинг и аккредитивы.
Отправить деньги мало, надо еще чтобы банк получателя не отправил их обратно. Такими возвратами Центробанк объяснял увеличение внешних обязательств России в прошлом году на $8,6 млрд: оно произошло «преимущественно за счет роста прочих инвестиций, в том числе связанного с возвратами трансграничных платежей по внешнеторговым контрактам на фоне санкционного давления на инфраструктуру международных расчетов». Сейчас ЦБ понизил эту оценку до $6,4 млрд.
Такие корректировки по мере поступления дополнительных данных часто бывают довольно существенными. ЦБ переоценил также сокращение иностранных активов в декабре 2024 г. (это во многом застрявшие за границей платежи экспортеров) с $5,2 до $7,1 млрд.
Согласно предварительной оценке, сальдо счета текущих операций в январе оставалось отрицательным: минус $0,7 млрд после минус $1,6 млрд в декабре. Экспорт, в отличие от импорта не вырос – $28,5 млрд ($28,5 млрд в январе 2024 г.), и профицит внешней торговли товарами сжался до $4,5 млрд. Для января импорт исторических максимумов (больше было лишь в 2022-2023 гг.), а торговое сальдо – на минимуме с августа 2020 г., комментируют аналитики MMI. Они оценивают «нормальный» торговый профицит, который покрывал бы спрос на валюту (зарубежный туризм, погашение внешнего долга, спрос граждан и бизнеса на иностранные активы) минимум в $7-8 млрд в месяц.
Укрепление рубля при столь резком сокращении поступления валюты от внешней торговли они считают результатом спекуляций, либо «недоразумением». Ухудшение показателей внешней торговли должно играть против рубля, считают аналитики «Моих инвестиций».