Арбитражный суд Краснодарского края оштрафовал компанию «Волгатранснефть» — владельца танкера «Волгонефть-239», крушение которого в Керченском проливе привело к крупнейшему разливу нефтепродуктов за последние 15 лет. Согласно постановлению, она должна выплатить 300 тысяч рублей за «нарушение требований технических регламентов» (часть 2 статьи 14.43 КоАП), передает «Интерфакс». В прокуратуре отметили, что у танкера был «ограниченный район и сезон плавания», однако компания эксплуатировала его, игнорируя эти требования.
В «Волгатранснефти» заявили, что не согласны с решением суда и будут его обжаловать. Там отметили, что у танкера «не было возможности» выполнить требования закона, поскольку его вызвали на разгрузку в Черное море за 10 дней до аварии, когда еще не было шторма, но в итоге не приняли. «5 декабря судно выпускалось по указанию капитана порта Кавказ. Был разрешен переход в составе каравана, а после перехода через Керченский пролив судно, не разгрузившись, уже не могло вернуться обратно в Азовское море ни при каких обстоятельствах», — объяснила представитель «Волгатранснефти» Ольга Паутова.
Танкеры «Волгонефть-239» и «Волгонефть-212» потерпели крушение в Керченском проливе 15 декабря. По оценкам Минприроды, в результате море оказалось около 4 тысяч тонн мазута, который затем распространился по побережью Краснодарского края, Крыма, попал в Азовское море и дошел до Одесской области Украины.
Минтранс сообщил, что груз принадлежал «Роснефти». Оба судна должны были доставить по 4 тысячи тонн мазута в порт Кавказ для перевалки на морской танкер FIRN из «теневого флота» Кремля, созданного с целью обхода санкци1 против России, писали «Важные истории». Перевозку страховали компании «Абсолют Страхование» и «ВСК». Лимит их ответственности за ущерб окружающей среде установлен на уровне 3 млрд рублей.
После аварии нефтепродукты более месяца продолжали вытекать из разрушенных танкеров, работы по откачке начались только 19 января и пока коснулись лишь одного судна — «Волгонефть-239». В общей сложности оттуда вывезли около 1,5 тысячи тонн мазута. Полный демонтаж танкера продлится до 31 марта. Между тем выбросы продолжаются. 12 февраля МЧС зафиксировало новые очаги мазута на 14 участках. Где именно, не уточняется. Всего с начала работ очищено более 356 километров берега и собрано свыше 185 тысяч тонн загрязненного песка и грунта. В Краснодарском крае, Крыму и Севастополе введены режимы ЧС регионального характера, также действует федеральный режим ЧС.
По оценке Российской академии наук, инцидент стал крупнейшей экологической катастрофой в стране с начала XXI века. Министр природных ресурсов Александр Козлов в докладе президенту Владимиру Путину заявил, что очистка Черноморского побережья от последствий разлива может продлиться до мая 2026 года. Однако член научно-экспертного совета Всероссийского общества охраны природы Сергей Остах уверен, что полное устранение последствий займет не менее трех лет.