(Данный материал был произведен в Гданьске для службы новостей Рейтер в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине)
ЛОНДОН/СИНГАПУР, 13 фев (Рейтер) - России, возможно, придется сократить добычу нефти в ближайшие месяцы, поскольку санкции США затрудняют доступ к танкерам для поставок в Азию, а атаки беспилотников препятствуют работе нефтеперерабатывающих заводов.
США в январе ввели санкции против 180 российских танкеров, а атаки беспилотников на нефтяную инфраструктуру усилились, в то время как растут ожидания, что президент США Дональд Трамп будет добиваться переговоров о прекращении конфликта в Украине.
Трамп сказал, что прекращение конфликта является приоритетом и что он может ввести новые санкции против России, если его цели не будут достигнуты.
Рейтер побеседовал с тремя представителями руководства нефтяных компаний и более чем десятью трейдерами, представителями менеджмента НПЗ и портовыми агентами о влиянии этих недавних санкций.
Три представителя руководства российских нефтяных компаний, говорившие на условии анонимность ввиду деликатности вопроса, сказали, что ситуация очевидна: у России не будет иного выбора, кроме как снизить добычу нефти.
По их словам, в России наблюдается проблема растущего избытка нефти из-за снижения экспорта и сокращения нефтепереработки, которую можно решить только путем снижения добычи. Возможности хранения в России ограничены, при этом в последние недели некоторые хранилища подверглись атакам беспилотников.
Сокращение производства нефти может начаться с небольших объемов: добыча в России может снизиться до уровня менее 9 миллионов баррелей в сутки в предстоящие месяцы, однако темпы могут возрасти, если сохранится дефицит танкеров и перебои в работе нефтеперерабатывающих заводов, отметили они.
Торговые данные уже указывают на признаки сокращения экспорта нефти.
По расчетам Рейтер, основанным на данных трейдеров, объемы поставок из российских западных портов Приморск, Усть-Луга и Новороссийск в январе снизились на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
Россия больше не публикует данные о своем экспорте.
За три года с начала «специальной военной операции» РФ в Украине Россия сталкивалась все с новыми и новыми санкциями, включая установленный странами G7 потолок цен на продажу нефти в $60 за баррель. Санкции США не были нацелены на остановку российского экспорта, а на ограничение цены, по которой Москва может продавать нефть, и обеспечение соблюдения ограничений.
В то время как большинство европейских покупателей отказались от российской нефти, Китай и Индия нарастили объемы закупок, пользуясь значительными скидками.
ТЕНЕВОЙ ФЛОТ
Россия стремилась минимизировать влияние санкций путем создания собственного флота танкеров, часто называемого теневым флотом, поскольку он не использует западные услуги и страхование.
Недавние санкции США нанесли серьезный удар по этому флоту. Вашингтон объявил о введении масштабных мер против энергетической отрасли России - ключевого источника доходов Москвы.
Эффект оказался мгновенным - стоимость транспортировки груза из российского тихоокеанского порта Козьмино в Китай подскочила в январе в пять раз, согласно данным трейдеров.
По словам трейдеров и судовых брокеров, санкции закрыли ряд китайских и индийских портов для 20% флота.
Многие китайские и индийские покупатели теперь настаивают на поставках при помощи танкеров, не попавших под санкции, и закупают больше нефти в Саудовской Аравии, ОАЭ и Ираке, отметили трейдеры.
По расчетам Goldman Sachs, в результате на судах российских фирм и трейдеров хранится 17 миллионов баррелей с 10 января, в то время как на момент начала года этот показатель был нулевым. Цифра может возрасти до 50 миллионов баррелей в первом полугодии 2025 года.
По оценкам занимающейся морской аналитикой компании Windward, количество простаивающих и дрейфующих судов с российским топливом в некоторых районах выросло на 300%. Компания сообщила, что многие суда стоят на якоре в Критском море и у побережья Португалии и Мадагаскара.
Трейдеры сообщили, что российские арктические месторождения, добывающие суммарно свыше 300.000 баррелей в сутки, сталкиваются с проблемами при поиске танкеров и могут снизить добычу.
При этом Москва договорилась о снижении объемов добычи нефти в рамках соглашения с Саудовской Аравией и другими странами, входящими в ОПЕК+.
Цель этих сокращений - поддержка нефтяного рынка, однако они также уменьшают потенциальные доходы Москвы.
Страны ОПЕК+ планируют начать сворачивать ограничения добычи с апреля, однако для России это может оказаться более сложной задачей.
Как следует из сообщений и данных министерства финансов, дефицит бюджета РФ с начала «специальной военной операции» РФ в Украине превысил $100 миллиардов. Согласно Международному энергетическому агентству, любое сокращение нефтяных доходов напрямую влияет на экономику, учитывая, что поступления от нефти в 2024 году составили $192 миллиарда.
Федеральные доходы России в 2024 году составили $383 миллиарда, согласно данным министерства финансов.
АТАКИ НА ЗАВОДЫ
Суточная добыча России составляет около 9 миллионов баррелей, что существенно ниже рекордных 11,25 миллиона баррелей в 2019 году, и включает примерно 5 миллионов баррелей в сутки, предназначенных для российских НПЗ.
Однако с января участились атаки беспилотников, в результате которых пострадали восемь российских нефтеперерабатывающих заводов, а также нефтехранилища и промышленные объекты.
Атаки вывели из строя около 10% нефтеперерабатывающих мощностей России, согласно расчетам Рейтер, основанным на данных трейдеров. Как и данные об экспорте нефти, Россия больше не публикует информацию о нефтепереработке.
Крупные объекты, включая Рязанский, Волгоградский и Астраханский НПЗ, приостановили производство топлива, и на восстановление работы могут уйти недели, а может и месяцы, сказали отраслевые источники, знакомые с работой заводов.
В результате атак на российские нефтехранилища, трубопроводы и насосные станции также были нарушены поставки в экспортные порты и на НПЗ в январе, сказали трейдеры.
Отгрузки из одного из крупнейших российских портов, Усть-Луга на Балтийском море, в январе сократились до минимума четырех лет - используется лишь половина его мощностей, сказали трейдеры, отметив проблем с трубопроводами.
АДАПТАЦИЯ К САНКЦИЯМ
С 2022 года Россия сформировала флот крупнотоннажных нефтяных танкеров (VLCC) и танкеров класса Suezmax средней грузоподъемности.
Одной из ответных мер на санкции в январе стал поиск танкеров меньшего размера.
Российские нефтетрейдеры с января приобрели не менее 12 танкеров класса Aframax, имеющих меньшую грузоподъемность, для решения проблемы внезапного дефицита, сказал судовой брокер, знакомый со сделкам и говоривший на условии анонимности из-за деликатности вопроса.
Танкер класса Aframax способен перевозить до 800.000 баррелей, Suezmax - до 1 миллиона баррелей, а VLCC - до 2 миллионов баррелей.
По информации судовых брокеров, российские закупки способствовали росту цен на подержанные танкеры класса Aframax, подорожавших примерно до $40 миллионов с $15 миллионов в 2024 году.
Трейдеры сказали, что стоимость транспортировки нефти в Китай на танкере класса Aframax выросла до $6,5 миллиона-7,5 миллиона с $1,5 миллиона в 2024 году, хотя это все еще значительно ниже рекордных $20 миллионов, зафиксированных при скачке цен в 2022 году.
Многие аналитики, включая Международное энергетическое агентство (МЭА), прогнозировали резкое снижение добычи нефти в России с 2022 года, однако эти предсказания не сбылись.
Однако представитель руководства одной из российских нефтяных компаний сказал Рейтер, что уровень сложности, связанной с переработкой и продажей нефти, становится чрезмерным.
($1 = 95,8955 рубля)
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Анна Хиртенштейн, Флоренс Тан)