МОСКВА, 13 фев (Рейтер) - Ставки фрахта для танкеров с нефтью Urals на маршрутах из портов РФ на Балтике в Индию взлетели в феврале до $7-$8 миллионов с $6-6,5 миллиона в середине января на фоне роста экспорта и давления новых санкций США, сообщили три источника в отрасли.
По оценкам Рейтер, рост ставок фрахта с середины января составил около 20%, что привело к увеличению затрат на доставку российской нефти потребителям и сокращению доходов Москвы от экспорта энергоносителей.
Согласно данным источников, экспорт и транзит сырья из Приморска, Усть-Луги и Новороссийска в феврале вырастут до 1,9 миллиона баррелей в сутки против 1,73 миллиона баррелей в сутки в январе.
«Стоимость перевозки нефти из российских портов на Балтике в порты на западе Индии выросла и может доходить до $8 миллионов», - сообщил источник, работающий на торговую компанию.
Два других источника сказали, что стоимость перевозки 100-тысячных партий Urals из Приморска или Усть-Луги в Индию может составлять $7-8 миллионов за маршрут в одну сторону, в зависимости от судовладельца, фрахтователя и поставщика нефти, против $6 миллионов за аналогичный маршрут в январе.
В начале января ставки фрахта для отправителей на Балтике в Индию были на уровне $4,7-$4,9 миллиона, однако взлетели на 25% к середине прошлого месяца, после того как 10 января США ввели новые санкции, одни из самых жестких, ударив по экспортерам, страховщикам и перевозчикам нефти.
По данным одного из источников, судовладельцы могут просить более высокую цену за перевозку нефти, если речь идет о поставке сырья попавшей под западные санкции компании, а цены для остальных производителей могут быть ниже.
Два источника сообщили, что суда теневого флота обходятся дороже, чем танкеры, предоставляемые другими судовладельцами - последние, как правило, тщательно проверяют поставщиков на предмет санкционных рисков и соблюдения ценового потолка.
Страны Большой семерки (G7) и Австралия впервые ввели правило ценового потолка в 2023 году, стремясь сократить доходы Москвы от экспорта нефти в рамках санкций.
Условия ценового потолка предполагают, что компании с западной юрисдикцией могут участвовать в сделках с российской нефтью, в том числе предоставляя услуги, например перевозки и страхования, только при условии, что нефть из РФ торгуется ниже $60 за баррель в порту отгрузки.
Введение ценового потолка привело к резкому росту использования экспортерами РФ теневого флота, который, как правило, представлен более старыми танкерами, и, по оценкам источников Рейтер, составляет более половины тоннажа, обслуживающего перевозки Urals. (Reporting by Reuters;)