Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Россия не может продать миллионы баррелей нефти из-за санкций и готовится сокращать добычу

Российские нефтяные компании готовятся начать вынужденное сокращение добычи, поскольку не могут продать миллионы баррелей нефти, сообщает Reuters со ссылкой на трех топ-менеджеров «нефтянки», а также трейдеров и портовых агентов.

По словам собеседников агентства, «прощальные» санкции администрации Джо Байдена, под которые попали «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», а также 180 танкеров «теневого флота», привели к тому, что в России возник избыток нефти, которую невозможно вывезти за рубеж.

Экспортные поставки из портов Усть-Луги и Приморска на Балтийском море, а также из Новороссийска на Черном море в январе упали на 17%, а стоимость фрахта танкеров для вывоза нефти через тихоокеанский порт Козьмино взлетела в 5 раз. В результате за месяц санкций у нефтяников накопилось 17 млн нераспроданных баррелей, которые дрейфуют в танкерах, превращенных в плавучие хранилища. К началу лета этот объем может вырасти до 50 млн баррелей, прогнозируют аналитики Goldman Sachs.

Деть эту нефть де-факто некуда: крупных хранилищ в России практически нет, а те, что есть попали под январские налеты дронов. Переработать лишнюю нефть на НПЗ также сложно: из-за ударов БПЛА потеряны 10% мощностей нефтезаводов, в том числе Рязанского, Волгоградского и Астраханского, а их ремонт займет месяцы, говорят источники Reuters.

По их словам, единственным выходом для нефтяников становится сокращение добычи — оно может начаться в ближайшие месяцы и ускорится, если проблемы с танкерами и НПЗ не будут решены. Сейчас Россия качает 8,9 млн баррелей в сутки, выполняя сделку по сокращению добычи ОПЕК+. По сравнению с рекордом 2019 года (11,25 млн баррелей в день) нефтедобыча уже сократилась на 20%.

Под санкции попала пятая часть флота, который возил нефть, несмотря на санкции, говорят источники Reuters. Для этих танкеров закрылись некоторые порты Индии и Китая, которые требуют, чтобы баррели возили не включенные в «черные списки» суда. Одновременно индийские и китайские НПЗ, которые скупают почти 90% морского экспорта российской нефти, спешно ищут альтернативы — в Саудовской Аравии, Ираке и Объединенных арабских эмиратах.

Первыми «под нож» могут пойти арктические месторождения, где Россия добывает 300 тысяч баррелей в сутки: они остались без танкеров ледового класса, заменить которые невозможно. Число судов «теневого флота» под западными ограничениями превысило 270. В «черных списках», по данным S& P Global, оказались танкеры, возившие половину морского экспорта нефти из России, или 1,5 млн баррелей в день — около 1 млн в Китай и около 500 тысяч — в Индию.

По оценкам Альфа-банка, из-за санкций Россия может потерять нефтяной экспорт в объеме до 800 тысяч баррелей в день — или каждый третий баррель, что танкеры вывозят морем из портов. Это лишит экономику около $50 млрд экспортной выручки ежегодно и может привести к девальвации рубля до уровней выше 130 за доллар, писали эксперты ЦМАКП.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку