Американские санкции заставили российских и индийских нефтяников искать новые способы доставки сырья. На данный момент Индия не может договориться о поставках в марте объема нефти, который примерно равен совокупному недельному экспорту России. Но новые фирмы, предлагающие российские баррели, уже начали появляться.
«Для импорта нужны корабли, не находящиеся под санкциями, страхование, на переоформление которого требуется время, и проходящие платежи. Каждую из этих проблем необходимо решить, и мы над этим работаем», – сказал представитель министерства нефти Панкадж Джайн на энергетической конференции в Дели на этой неделе, сообщает Bloomberg.
По оценкам крупнейших нефтяных компаний Индии, которыми они поделились с агентством, для обеспечения своей работы в ближайшем будущем им сейчас не хватает 18-20 танкеров российской нефти с погрузкой в марте, или до 20 млн баррелей, что составляет 14% индийского импорта. Для сравнения: по данным Bloomberg, за неделю по 9 февраля из всех российских портов 21 танкер вывез 16,1 млн баррелей нефти; неделей ранее 29 судов приняли на борт 21,34 млн баррелей.
В кулуарах конференции руководители индийских компаний рассказывали о реорганизации системы поставок с помощью трейдеров, танкеров и страховых компаний, которые не входят в черный список США. По их словам, речь идет как об использовании существующих организаций, которые не пострадали от санкционных мер, так и о создании новых на замену тем, что теперь находятся под запретом.
Так, на рынке уже появились зарегистрированные в Дубае торговые фирмы, такие как L-Oil и Sccton, которые предлагают доставлять российскую нефть. По словам топ-менеджеров индийских государственных НПЗ, они знают трейдеров, стоящих за этими фирмами, которые пришли на замену Black Pearl, Guron Trading, Demex Trading и другим, попавшим под американские санкции 10 января.
Но одними только заменами не обойтись. Изучается возможность использования наземных нефтехранилищ для перевалки российской нефти с целью ее дальнейшей отправки покупателям на другом танкере под видом сырья, например, из ОАЭ. Пытающиеся обойти санкции страны, такие к Россия и Иран, хорошо освоили перевалку нефти в море с судна на судно, но схема с наземными нефтехранилищами пока встречается редко из-за дороговизны таких операций.