Средств Фонда национального благосостояния России, который активно расходовался на латание бюджетных «дыр» в после начала войны, хватит лишь на полгода финансирование государственных расходов в случае серьезного падения цен на нефть. Такую оценку в колонке для РБК дает экс-министр финансов России, в прошлом председатель правления банка ФК «Открытие» Михаил Задорнов.
Он обращает внимание, что объем ликвидных средств фонда — валюты и золота на счетах в ЦБ — по состоянию на 1 февраля сократился до 3,8 трлн рублей, или менее 2% ВВП. Перед началом войны это было 7,4% ВВП, напоминает Задорнов.
Деньги фонда, который правительство годами копило за счет нефтегазовых сверхдоходов бюджета, пошли на финансирование оборонного заказа и масштабные бюджетные расходы, которые дали экономике стимул в размере 10% ВВП за три года, или 20 трлн рублей, оценивает Задорнов.
Но в результате резервов «на черный день» у правительства почти не осталось, тогда как расходы на армию и войну продолжают расти: в 2025 году они составят 13,2 трлн рублей — на 22% больше, чем годом ранее, вдвое выше показателя 2023 год, и почти вчетверо больше, чем в довоенном 2021-м (3,5 трлн рублей).
«Только при окончании военных действий правительству удастся сбалансировать бюджет», — подчеркивает Задорнов. А сокращение бюджетного дефицита — «ключевой фактор победы над инфляцией», которую «все больше ощущает российское население и предприятия», добавляет он.
По данным Минфина, перед началом войны в ФНБ находилось $113,5 млрд ликвидных активов, а к началу 2025 года осталось лишь $37,5 млрд — минимум с момента, когда фонд был создан в 2008 году. За три года боевых действий правительство израсходовало две трети денег фонда, или $76 млрд, направив 6,5 трлн рублей на покрытие дефицита бюджета и влив сотни миллиардов рублей в госкорпорации, которым потребовались спасение от санкций и средства на мегапроекты Кремля.