Введенные месяц назад администрацией Джо Байдена нефтяные санкции против России пока дают результат, подрывая ее доходы от экспорта нефти. Поскольку китайские переработчики сократили закупки из-за санкций и логистических проблем, а ставки фрахта не находящихся под ограничениями судов выросли в разы, российским поставщикам приходится снижать цены.
Поставки нефти сорта ESPO из дальневосточного порта Козьмино на танкерах, не входящих в черные списки, с загрузкой в марте осуществляются с премией к Brent в $2-3 за баррель, сообщает Bloomberg со ссылкой на трейдеров. Между тем, в января для грузов на тех же условиях премия составляла $5 и выше. (В отличие от сорта Urals, экспортируемого из западных портов России, менее сернистый сорт ESPO может быть дороже Brent.).
Покупателям также предлагают принять нефть с доставкой на санкционном танкере по еще более низкой цене, отмечает Bloomberg. По словам трейдеров, государственные нефтеперерабатывающие компании Китая пока отказываются в феврале заключать договоры на поставку ESPO, взвешивая риски и возможные последствия. Независимые же НПЗ, множество которых расположено в провинции Шаньдун, сократили переработку более чем вдвое до самого низкого уровня с пандемического марта 2020 г. Для них российская нефть стала очень дорогой из-за сильно выросших расходов на ее транспортировку.
Ставки фрахта еще во второй половине января подскочили в пять раз по сравнению с расценками до 10 января, когда были введены санкции, под которые попала подавляющая часть танкеров, обслуживавших поставки в Китай ESPO и другого дальневосточного сорта, Sokol.
По словам трейдеров, чтобы сохранить торговлю ESPO, покупатели и продавцы рассматривают возможность разгрузки на менее известных нефтяных терминалах либо за пределами провинции Шаньдун, а также перегрузки в море на другие танкеры. Однако эти меры сопряжены с увеличением затрат, которое большинство НПЗ сейчас не может себе позволить.