Последствия вроде бы будут не столь тяжкими: все-таки USAID, помимо того, что занималось пропагандой американских ценностей, еще и лечило и кормило чуть ли не миллиард обитателей Земли. «Голос Америки» и «Радио Свобода» — это только пропаганда, и ничего больше. Почему бы не сэкономить деньги налогоплательщиков, правда?
Оставим в стороне обсуждение вопроса, какая часть русскоязычной публики, шумно одобряющей сегодня в соцсетях призыв Маска, платит налоги в США. Есть подозрение, что весь этот условный «Брайтон-Бич» не столько налогоплательщики, сколько получатели социальных выплат. Дискутировать на эту тему не будем, тем более мы знаем, что на условном «Брайтон-Бич» поддержка Трампа-Маска на выборах была практически стопроцентной.
Отметим лишь, что Илон Маск частенько основывает свои популистские призывы на ложных фактах. Например, пытаясь доказать, что «деньги налогоплательщиков», направляемые на помощь Украине, растранжириваются, он заявил в принадлежащей ему социальной сети X, что визиты американских звезд кино и музыки в Киев осуществлялись на огромные гонорары из американского бюджета. Вскоре выяснилось, что никаких выплат не было, и звезды приезжали за свой счет, следуя чувству долга. Твит он, кажется, снес, но ведь осадочек остался. И это был не единственный случай.
На этот раз он привел три аргумента:
1) это радио никто не слушает;
2) там сидят и вещают «радикально левые»;
3) содержание радиостанций обходится в миллиард долларов ежегодно.
Как говорится, срезал.
Поскольку Маск строчит по нескольку десятков твитов в день, ему недосуг заглянуть в первоисточник, а именно в статьи расходов американского бюджета. Он бы там увидел, что на все проекты «Радио Свобода» – «Радио Свободная Европа» в прошлом году было выделено 167 млн долларов. На «Голос Америки» (вещающий на 48 языках мира) — 267,5 млн: никак не получается миллиард долларов.
Важнее другое: названные им корпорации давно уже не только радио и даже вообще не радио. То, что в названии присутствует слово «радио», не должно вводить в заблуждение, это дань давней традиции (русская служба «Радио Свобода» существует с 1953 года). В конце концов у ВВС тоже в названии остается слово «радио» (broadcasting), и ничего, теперь это и телевидение, и новостное агентство, и крупнейший производитель интернет-контента и кинофильмов.
Аргумент «Никто не слушает» тоже весьма спорный. Все упомянутые Маском медиа имеют неплохие рейтинги (сотни миллионов просмотров в год), а телеканал «Настоящее время» (совместный проект «Голоса Америки» и «Свободы») стал одним из основных источников независимой информации на русском языке, противостоящим официальной путинской лжи.
А насчет «радикально левой» повестки упомянутых СМИ — это уже целиком выдумка Маска, результат его повышенной мнительности. Для некоторых стран американские СМИ — единственный правдивый источник информации. Например, у «Голоса Америки» организовано радио- и телевизионное вещание на многих языках стран Африки. А что делать с вещанием для Тибета? А с огромной арабской редакцией? Без боя передать их аудиторию агентству Синьхуа и «аль-Джазире»?
Закрыть каналы, противостоящие тотальной кремлевской пропаганде, нетрудно. Но очевидно же, что радоваться этому будет только Путин. Готовы ли США отдать мировое информационное пространство геополитическому врагу? В конце концов, содержание Russia Today или «аль-Джазиры» обходится государствам-владельцам дороже, чем миллиард в год. Там денег не жалеют. (Достаточно сказать, что тот самый миллиард долларов, а точнее, 1,4 млрд, 137 млрд руб., записаны в российском бюджете-2025 на пропаганду.)
Но это то, что лежит на поверхности. Однако у «мягкой американской силы» есть большая подземная часть. То, что в путинских СМИ презрительно называют «грантами».
Неожиданно выяснилось, что USAID в ежедневном режиме поддерживало жизнь многих проектов, не только генерирующих информационный контент, но и занятых защитой прав человека, поддержкой оппозиционных проектов, движений и событий. С одной стороны, к ним применяют репрессии в России — людей сажают, выжимают из страны, мучают обысками их родственников и пресекают любые возможности получать доход; но теперь напасть пришла с другой стороны — их лишают поддержки извне.
Путин не может не аплодировать!
Сэкономленные «деньги американских налогоплательщиков» по сути финансируют теперь путинскую борьбу с инакомыслящими. Приостановка финансирования со стороны USAID ударила по многим институтам гражданского общества и практически по все независимым русскоязычным СМИ.
Я не хочу сказать, что Маск или Трамп — агенты Путина. Самоуверенность, с какой они разрушают сложившееся информационное равновесие и объективно снижают до минимума американское влияние, имеет другую природу. Это – от невежества. Будучи узкими специалистами в какой-то области человеческой деятельности, они оба не учитывают множества факторов, которые находятся вне сферы их прежних интересов. Желание перемен (зачастую обоснованное) вызывает позыв к бурной деятельности. Но возникнет ли что-то на этой груде обломков? Создать новое им будет очень и очень нелегко.