В середине 1990-х годов международное антикоррупционное движение Transparency International получило обобщенную информацию о коррупции во всем мире. Следующее поколение аналитических инструментов позволило оценивать коррупционные риски на национальном уровне. После этого появилась возможность фокусироваться на местных сообществах и выявлять более специфические формы коррупции.
Идеальных способов измерения коррупции не существует. Но есть те, что помогают сравнивать ситуацию в разных странах и в разные периоды. Сегодня в нашем распоряжении несколько тысяч наборов данных правительственных и индивидуальных индикаторов. Но одним из самых популярных исследований продолжает оставаться ежегодный Индекс восприятия коррупции (ИВК) Transparency International. ИВК ранжирует 180 стран, в том числе и Россию, — в зависимости от того, насколько коррумпированным воспринимается государственный сектор этих стран, исходя из оценок экспертов и руководителей бизнеса.
![](https://static.moscowtimes.ru/image/320/0d/CPI2024_Map_EECA_RU-2.jpg)
Что хорошего в Индексе восприятия коррупции?
- ИВК даёт возможность не только сравнивать ситуацию в государственном секторе разных стран, но и отслеживать динамику: ухудшение или улучшений позиций в той или иной степени отражает реальные процессы, связанные с контролем коррупции. Эти тенденции стоит учитывать при выборе антикоррупционных стратегий и инструментов, принимая во внимание, какие из них работают, а какие нет.
- Восприятие коррупции основано на личном опыте. Поскольку мы говорим о скрытом явлении, зачастую у нас нет других источников информации. Восприятие тоже имеет значение, потому что если суды, к примеру, считаются коррумпированными, люди вряд ли захотят обращаться туда для защиты своих интересов.
- По оценке экспертов Еврокомиссии, ИВК более надёжен в качестве источника информации, чем отдельные исследования, включённые в него.
За что критикуют индекс?
- Несовершенство методологии. Критиковать можно любое исследование, но в случае с ИВК претензии часто предъявляются к тому, что в разных странах используются разные источники. Есть список из 13 отобранных источников, включая данные Всемирного банка, Всемирного экономического форума, различных аналитических центров. Для оценки ситуации в стране должно быть доступно не менее 3 источников. Несмотря на выбранную систему стандартизации данных, разные источники могут оказывать разное влияние на конечный результат. Хотя бы потому, что даже коррупция в них понимается по-разному.
- Не учитываются некоторые проявления коррупции, например, трансграничная коррупция. Фактически она больше сказывается на позиции стран-экспортеров коррупции. При этом мы понимаем, что коррупционные практики часто распространяются за счёт деятельности организованных групп, действующих вовсе не в пределах национальных государств. Схемы ухода от налогов и отмывания денежных средств тоже не охватываются ИВК.
- Более успешными и менее коррумпированными в ИВК, как правило, оказываются более богатые страны. Но при внимательном рассмотрении нельзя не заметить, что законодательство о запрете подкупа иностранных должностных лиц по статистике чаще нарушают именно компании, зарегистрированные в наименее коррумпированных (по данным ИВК) странах.
Каковы результаты России?
В ИВК страны получают оценку от 100 — воспринимаются свободными от коррупции — до 0 — воспринимаются как наиболее коррумпированные. В исследовании 2024 года Россия набрала 22 балла. Это худший результат за всю историю измерений, правда, нужно учитывать, что сравнивать можно только данные с 2012 года, потому что изменилась методология. По сравнению с прошлым годом Россия ухудшила свои показатели на 4 балла, что характеризуется как статистически значимое изменение (1-2 балла обычно не считаются показательными). Даже в период ковида ситуация была гораздо лучше, то есть полномасштабная война оказала исключительно негативное влияние.
Россия расположилась по соседству с такими странами, как Азербайджан, Ливан, Иран, Конго, Бангладеш, Камбоджа, Чад, Зимбабве. Но стоит отметить, что на протяжении 10 лет большинство стран демонстрирует отсутствие прогресса или минимальный прогресс в области контроля коррупции в государственном секторе. 2/3 стран набрали менее 50 баллов, что говорит о существенных коррупционных рисках и актуальности проблемы злоупотреблений должностными полномочиями по всему миру.
Чем эти результаты обусловлены?
хотя тенденция наметилась 10 лет назад, и за это время Россия потеряла 8 позиций, можно с уверенностью говорить, что полномасштабная война в Украине стала главной причиной резкого падения за прошедший год.
Причины также кроются в неэффективных, плохо работающих институтах и в концентрации ресурсов в руках правящей элиты, которая предпринимает все возможные усилия для удержания власти и сохранения этих ресурсов. Война создает идеальные условия для коррупции.
Показательна в этом отношении ситуация в «Роскосмосе». Строительство Национального космического центра в Москве по первоначальным оценкам должно было обойтись бюджету в 25 млрд рублей — это оценки 2019 года. За последние 6 лет Россия изменилась до неузнаваемости, а вместе с ней и цены, в СМИ говорится о значительном увеличении сметы и о том, что сроки сдачи объекта в эксплуатацию постоянно откладываются. Даже если бывшему главе «Роскосмоса» не предъявляют обвинений (по крайней мере пока), возникают вопросы об эффективности управления в этой сфере.
В оборонной сфере существует невероятное множество коррупционных рисков. Обычно государство является единственным проводником оборонных сервисов, что также повышает риск коррупции и подпитывает рентоориентированное поведение.
В дополнение к этому режим секретности создает почву для коррупции. Уровень прозрачности в оборонном секторе самый низкий не только в России, но и во всём мире. Мы наблюдаем последовательное ограничение доступа к информации:
- засекречивается информация об имуществе и активах высших должностных лиц и членов их семей
- фактически приостанавливается публичное декларирование доходов на время войны;
- закрывается доступ к информации о закупках в судебных, правоохранительных и контрольных органах, и, конечно же, о закупках, связанных с обороной.
- не раскрываются суммы бюджета, выделенные на оборонные цели.
Почему эти результаты должны быть интересны?
Рост коррупции негативно влияет на каждого человека. Это проявляется в ограничении доступа к ресурсам, неравных условиях для получения качественного образования и медицинского обслуживания. В гарантиях здоровой окружающей среды, которые нарушаются экологическими катастрофами, в основе которых может лежать и коррупционная подоплека.
Недавний разлив мазута в Черном море — яркий пример бездействия и системного кризиса в сфере экологического надзора. Отсутствие должного контроля за перевозкой нефти, использование устаревших танкеров и игнорирование стандартов безопасности привели к крупнейшей экологической катастрофе за последние десятилетия.
Ещё один важный аспект — стигматизация гражданского общества. Все значимые НКО и СМИ получили лейблы иноагентов, нежелательных организаций и экстремистов. В этом можно усмотреть злоупотребление законодательным и силовым ресурсом. Возможности независимого мониторинга и антикоррупционных расследований при этом сведены до минимума.
Тревожным сигналом стали множащиеся случаи передачи активов компаний в государственную собственность. В судах рассматриваются десятки дел, очень часто за пределами сроков исковой давности. Страдают и добросовестные приобретатели, например, акционеры, получившие свои доли не в результате приватизации, которая осуществлялась с нарушениями, а в результате законной покупки. Как в деле Соликамского кремниевого завода, когда акции компании изъяли даже у добросовестных инвесторов, которые приобрели их на Московской бирже. В таких условиях сложно рассчитывать на гарантии неприкосновенности права собственности, что негативно сказывается и на инвестиционном климате.
Отмеченные тенденции отчасти объясняют результаты Индекса восприятия коррупции в отношении России. ИВК не может решить ни одну из этих проблем, но позволяет систематизировать информацию о них и привлечь внимание к необходимости изменений. Данные ИВК — это взвешенная оценка экспертов и предпринимателей, которая наглядно демонстрирует: коррупционные практики продолжают распространяться в государственном секторе, подрывая не только экономическую стабильность, но и основные права и свободы, что каждый человек может прочувствовать на себе.
![](https://static.moscowtimes.ru/image/320/80/CPI2024_MapandIndex_RU.jpg)